Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Влияние общения на формирование речи ребенка

Дата публикации: 2023-06-18 16:58:39
Статью разместил(а):
Зимонина Юлия Сергеевна

Влияние общения на формирование речи ребенка

Автор: Зимонина Юлия Сергеевна

МБДОУ «Детский сад № 47», г. Новомосковск

 

Аннотация: В этой статье описана роль общения взрослых и ребенка для успешного овладения им родной речью. Приведены примеры игр для развития и формирования лексически полной и грамматически правильной устной речи.

Ключевые слова: взрослый, ребенок, условия формирования речи, гаджеты, дефицит общения.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

    

Формирование грамотной, эмоционально окрашенной речи – одно из важнейших условий всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Речь является таким же важным приобретаемым навыком, как и навыки ползанья, ходьбы. Первое проявление – плач ребенка, таким способом малыш пытается сказать взрослому, что ему холодно, он хочет кушать или у него что-то болит.  Ребенок растет и, как следствие, совершенствуется его речь, переходя от лепета к грамотно оформленной, эмоционально окрашенной речи. Однако  исследования специалистов показывают, свидетельствуют о том, что  в несколько раз возросло число детей с отставанием в развитии речи. И причинами данных нарушений являются не только эндогенные (внутренние) факторы, но и экзогенные (внешние), один из которых – дефицит самого общения (педагогическая запущенность).

Современная жизнь диктует свои правила. В погоне за финансовым благополучием дети уходят на второй план. Желая дать детям все самое лучшее, купить самые модные игрушки, взрослые упускают главный момент – чего хотят сами дети. А детям важно непосредственно общение с любимыми мамой и папой, совместные игры и чтение книг. Все чаще взрослые стали уклоняться от всех контактов с ребенком, кроме «деловых» (накормить, переодеть, уложить спать и т.д.), просто потому, что им такие контакты малоинтересны.

Очень часто находится множество причин не заниматься ребенком и предоставить его самому себе – усталость после работы, масса всяческих домашних. Обычно взрослым удается довольно быстро убедить самих себя в том, что именно эти причины и не позволяют им уделить ребенку какое-то время, кроме самого жесткого минимума. Эти причины  сами по себе вполне реальны: все устают после трудового дня, после уборки, стирки и других дел по дому. Однако важно понять, что общение с ребенком нельзя откладывать до того момента, когда все дела будут сделаны. Так для него может изо дня в день вообще не оставаться времени. В большинстве случаев в такой ситуации главным «воспитателем» для ребенка становится телевизор, телефон, планшет. И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья (нарушение зрения, испорченная осанка, дефицит движения и др.), и психического развития, прежде всего отставание в речи.

По мнению некоторых ученых, просмотр современных мультиков препятствует развитию таких сторон речи, как мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, так как у героев отсутствует мимика, а лица остаются всегда одинаковыми. С одной стороны полностью оградить ребенка от гаджетов очень трудно, т.к. он видит, как другие дети играют в телефонах, сидя на лавочке на улице, родители общаются в социальных сетях, не отрывая взгляд от телефона. Одним из вариантов решения данной проблемы, на мой взгляд, является ограничение времени просмотра телевизора, игр в телефоне или планшете.  

Развитие речи не требует больших материальных затрат и особой подготовки. На прогулке ребенку всегда интересно послушать рассказ об окружающих предметах, его свойствах и назначениях. Рассказ об увиденном на улице во время прогулки, о проведенном дне в саду учит ребенка не только составлять связные и последовательные истории, но и формирует доверительные отношения в системе «ребенок-взрослый». Ответы ребенка по-детски наивны и интересны, они никогда не будут такими больше, как в этом прекрасном дошкольном возрасте. Отвечая на вопросы ребенка, даже самые неудобные, взрослый побуждает его вести диалог, рассуждать и делать выводы.  

Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку. Из своего опыта, предлагаю несколько  простых игр, которые способствуют правильному формированию речевых процессов:

1. «Два-пять». Цель научить ребенка согласовывать существительные с числительными. Взрослый говорит слово (существительное), которое необходимо посчитать. Например, у меня два кактуса, у меня пять кактусов.  

2. «Угадай, что я загадал». Родитель загадывает слово, а ребенок по наводящим вопросам должен отгадать, что же родитель загадал. Потом наоборот, ребенок загадывает, а взрослый отгадывает. Можно договорится о том, что в слове должен быть определенный звук. 

3. «Внимательные ушки или поймай звук». Взрослый называет цепочку звуков, а ребенок, как только услышит заданный звук.  

4. «Будем искать слова». Взрослый предлагает проверить кто из них самый внимательный.  Он говорит: «Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

В играх подобного рода развиваются: внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. 

Речь ребенка строится по подражанию, если в семье кто-то картавит, искажает или смешивает звуки при произношении, то ребенок, скорее всего, будет говорить также. Поэтому взрослые должны говорить правильно, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончании слов, не сюсюкать. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.). Но не всегда искаженное произношение того или иного звука говорит о недостатках развития речи, это может быть подражание ребенком  специфическому акценту взрослого (звуковые особенности другого языка).

Одним из важных моментом при общении взрослого с ребенком является умение вслушиваться в детскую  речь, чтобы не упустить момент и вовремя заметить недостатки произношения. Пренебрежение нормами развития речи и рекомендациями специалистов может таить в себе неблагоприятные последствия. Все чаще стали звучать фразы «а сам заговорит», «речь сама наладится, произношение станет чище», за такими «авось» можно упустить те драгоценные моменты, которые со временем наверстать становится сложнее. Ученые допускают некоторые возможные отступлений  от нормы, но при условии отсутствия других  отклонений. Своевременно оказанная помощь  специалистов поможет ребенку при дальнейшем обучении грамоте и чтению. Дети, чья речь сформирована правильно, реже других испытывают трудности при обучении в школе.

Успешность в обучении во многом зависит от умения ребенка читать. Желая помочь своему ребенку, родители стремятся выучить все буквы, научить его читать еще до школы. При этом они часто подменяют или путают понятия  «звук» и «буква». Взрослым следует понимать, что буква – это графическое изображение звука. И было бы все просто, если каждой букве соответствовал только один звук. Но в русском языке этого нет! Практически все согласные звуки обозначают по два звука – мягкий и твердый.

Видя букву «ЭЛЬ» мы не знаем, какой звук следует произнести твердый – Л, с которого начинается слово ЛУК, или мягкий – ЛЬ, с которого начинается слово ЛЮК. То же происходит и с гласными. Имя буквы «Я» состоит из двух звуков ЙА. Видя эту букву в начале слова, мы произносим: ЙАША, но, встретив букву «Я» справа от согласной, мы не произносим звук Й, а просто мягко произносим эту согласную М-АЧ. Работа проводится по узнаванию и называнию каждой буквы. Представьте себе, что ребенок не умеет анализировать звуковой состав слова, не осознает его, а буквы выучил. Слово БАЛ он прочтет так: БЭ-А-ЛЬ (или ЛЭ, как часто неправильно его учат).

Как писал в своих работах детский психолог Д.Б. Эльконин, начинать обучение грамоте с букв опасно. Он считал, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. На данном у ребенка воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов. Ребенок должен хорошо знать, что именно обозначается этим знаком, должен быть сформирован навык звукового анализа слова. Только после этой работы быстро, легко и безошибочно ваш ребенок научится читать, а затем и грамотно писать. 

Удовлетворение речевой потребности ребенка – залог не только успешного развития речи, но формирования разносторонней личности ребенка.

 

. . . . .