Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-07-26 13:01:58
Статью разместил(а):
Бутенко Елена Александровна

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Автор: Бутенко Елена Александровна

МБДОУ «Детский сад № 6 «Чебурашка»

 

Развитие воображения у детей дошкольного возраста происходит в бытовой деятельности, в процессе игры и других видов его деятельности. Более высокий уровень развития воображения способствует разнообразию в игровой деятельности дошкольника. Игра это неотъемлемая часть детства, поэтому для развития ребенка необходимо пройти этот этап в полной мере. Необходимо давать толчки детям в процессе развития игры, которые способствуют развитию воображения. Б.П. Никитин, Е. Короткова, Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева, А.В. Петровский и другие авторы предлагают следующие условия для успешного развития творческого воображения дошкольников: 

- создание благоприятной атмосферы, побуждающей к творчеству;

- совместное творчество взрослого и ребёнка, где каждый из участников - полноправный член; 

- комфортная психологическая обстановка и создание положительного эмоционального настроя; 

- любые проявления самостоятельности и оригинальности у ребенка должны подкрепляться и поощряться, что способствует дальнейшему развитию воображения.

Взрослые могут создавать вымышленные ситуации по средствам сказок, задач, песен и т.д., все это способствует стимулированию воображения. Ребенка нужно обучить повторять действия животных и людей: «Покажи, как мяукает кот». Со временем ребенок становиться более самостоятельным в придумывании вымышленных ситуаций и подключает к ним собственную речь. Речь воспитателя во время игры должна способствовать развитию речевой активности детей. Необходимо заранее продумывать вопросы, которые будет задавать воспитатель.

Необходимо учить детей использовать во время игры предметы, которыми можно замещать реальные предметы, для этого необходимо освоить функцию предмета. Например, кубик может заменить стол для кукол, палочка от мороженного может стать вилкой или ножом и т.д. Замещением ребенок может пользоваться в том случае, когда в реальной жизни он умеет и знает, как пользовать ножом и вилкой за столом.

Так же важным условием развития творческого воображения является овладение практической деятельности. Например, наделять поделки, конструкции некоторым содержанием, этому учит ребенка взрослый. Так же воспитатели могут знакомить дошкольника с замещением при помощи уже использованных по своему назначению предметов и материалов, таких как лишний рулон обоев, коробки, лоскуты, пластиковые бутылки и т.д. Природные материалы так же можно задействовать: листья, шишки, ветки. Используя их в разных ситуациях и, наделяя разными функциями, дошкольник активно познает замещение. Далее у ребенка формируется более высокий уровень развитости творческого воображения. Поэтому необходимо соблюдать системность и последовательность занятий, при переходе от простых, к более сложным приемам воображения. Создание проблемной обстановки подтолкнет ребенка к поиску и использованию предметов заместителей.

Все глубже познавая мир взрослых, а так же окружающий мир, дошкольник в игровой деятельности учится создавать воображаемые ситуации. Ребенок, примеряя на себя разные роли, или выступая в роли режиссера, может посмотреть на сложившуюся ситуацию под другим углом. Важно, чтобы воображение дошкольника развивалось всесторонне, и игровая деятельность является мощным стимулом для этого.

Развитие творческого воображения у дошкольников средствами ТРИЗ подразумевает совместную деятельность взрослого и дошкольника, оба являются полноправными участниками, где взрослый является косвенно руководящим и имеющим необходимый творческий потенциал. Немаловажно поощрение самостоятельности дошкольника при ведении игровой деятельности. Самостоятельность должна быть многообразной и не навязанной взрослым. Она должна способствовать всестороннему развитию ребенка и задействовать все сферы его деятельности. Также развитию воображения способствует детский опыт, который они получают при самостоятельной деятельности с ранее незнакомыми предметами.

Необходимо умело стимулировать ребенка к проявлению творческого воображения, а не заставлять его, иначе все полученные результаты будут одинаковыми и творчества не получится. Нужно наблюдать за детьми, отмечать, у кого больше склонности к работе с тем или иным материалом, в той или иной сфере. Например, заметив, что у некоторых детей есть способность сочинять интересные связные рассказы, можно дать им задание составить рассказ по картинке, еще одной группе воспитанников предложить выполнить еще ряд иллюстраций к придуманному тексту, чтобы получилась небольшая книжка, кто-то из воспитанников может придумать игру по мотивам придуманного и нарисованного. Этот этап - коллективное творчество - не менее значим, так как в его результате может появиться весьма оригинальный и актуальный для всей группы продукт.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста также тесно связано с речью. Речь освобождает дошкольника от непосредственных ощущений о предмете, она дает ребенку возможность представлять себе предмет, которого он не видел, и размышлять о нем. Используя речь, ребенок получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их пределы. Следует указать что, речевое развитие напрямую влияет на развитие воображения, богатый словарный запас обеспечивает разнообразие комбинаций различных образов. Поэтому воображение ребенка необходимо наполнять устной речью, вопросами. Вопросы воспитателя в процессе игровой деятельности - это не только средство развития речи, но и важный источник информации. Из речи ребенка взрослый может узнать общий уровень развития ребенка и уровень развитости воображения в частности.

Процесс развития воображения необходимо постоянно усложнять, при помощи обращения ребенка к своему жизненному опыту и обогащения его через фантазию. Обучение играм, в которых не требуется реальные предметы (игра в ветеринара, пожарного или повара) нуждаются дети, которые испытывают трудности при решении задач на воображение. Также важным компонентом развития воображения является формирование у дошкольника особой внутренней позиции. Л.A. Венгер определяет «внутреннюю позицию» как компонент личностной готовности к школе, как стремление ребенка к новому социальному положению - это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте.

Нельзя забывать, что на развитие творческого воображения влияет взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. При этом различаются отношения ребенка с взрослым, ребенка с ребенком. В паре ребенка и взрослого, взрослый может является партнером, а может занять противоположную сторону. В паре ребенка и ребенка они являются либо партнерами, либо один выполняет роль взрослого, что очень важно при развитии воображения. Ребенок в старшем дошкольном возрасте, играя роль взрослого, обучает других детей. Он учит их тому, чему научился сам (придумывание рассказов, игр, способов конструирования и т.д.). Это позволяет дошкольнику лучше овладеть уже накопленным опытом и знаниями, а главное - больше задействовать воображение в собственной жизни.

Не менее важным является развитие творческого воображения дошкольников вне дошкольного образовательного учреждения, дома, в семье. От того, какие книги читают родители ребенку, какими видами творчества занимаются совместно, даже от того, каким образом они отвечают на вопросы своих детей, зависит развитие творческого воображения, фантазии детей.

Следовательно, взрослые играют главную роль в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста. Развивать его нужно системно и последовательно, не забывая об особенностях личности ребенка и его индивидуальности.

 

. . . . .