Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий

Дата публикации: 2023-08-21 09:42:52
Статью разместил(а):
Шкарупова Ольга Владимировна

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий

Автор: Шкарупова Ольга Владимировна

МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 33 «Радуга», г. Губкин, Белгородская область

 

Ключевые слова: познание окружающего мира, эйдотехника, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В настоящее время в нашей стране активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов, поскольку в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем общего образования. ФГОС ДО является ярким тому подтверждением. В нем отражено содержание образовательных областей, в том числе и области речевое развитие [1]. 

Именно в дошкольном детстве развитие ребенка происходит стремительно, наблюдается высокий рост физического, психического, эмоционального, личностного развития. Формируются ценностные ориентации, представления о морали и поведении в обществе, возникает потребность в контактах со сверстниками и взрослыми. В этот период идет интенсивное развитие высших психических функций, в том числе и речи.

Речь является неотъемлемым условием познания окружающего мира и социализации ребенка в целом. Именно с ее помощью будет происходить процесс усвоения школьной программы. А от уровня речевого развития будет зависеть успешность этого усвоения. Следовательно, проблема развития речи и формирования всех ее компонентов в дошкольный период актуальна. При освоении образовательной программы дошкольной организации, получая огромное количество информации из окружающего мира, ребенку часто приходиться применять ее в своей практике. Например, рассказать стихотворение на утреннике, или, участвуя в конкурсе, защитить свой проект.

Применяя полученный опыт, знания, ребенок опять же делает это с помощью собственной памяти и речи. Современная педагогическая практика дает широкий выбор форм, средств, методов, технологий в работе детьми дошкольного возраста. Среди них можно выделить эйдотехнику. В нашей стране эта методика получила широкое распространение благодаря работам  И.Ю. Матюгина, основателя «Школы эйдетики». На сегодняшний момент в «Школе эйдетики» насчитывается более 27 методов и многочисленные упражнения к ним.

Психологическая наука неоднократно доказывала взаимосвязь всех психических функций в своем развитии. Данная техника универсальна и может быть так же применима в работе по речевому развитию детей.

Принцип Эйдотехники заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться. В психолого-педагогической литературе описываются главные инструментами эйдетики, которыми являются ассоциации и акровербальная техника. Работа с ассоциациями предполагает два направления: цепной метод и метод зрительных ассоциаций. Основная суть цепного метода заключается в умении связать между собой логическими цепочками даже самые отдалѐнные друг от друга предметы. Это могут быть слова из абсолютно различных категорий (дедушка, дом, книга, телевизор и др.). Главной задачей является составить из них связный рассказ или просто логическую цепочку.  Метод зрительных ассоциаций предполагает привязку определенной информации, которую необходимо запомнить, к конкретному месту, человеку или ситуации.

Нередко детям дошкольного возраста приходится запоминать определенную информацию, правила. Предлагаемый материал «шифруется» в определенные стихотворения, песни, аббревиатуры. Этот процесс увлекательный и эмоционально окрашен, поэтому легко проходит и запоминание информации. В этом заключается акровербальный метод. В своем арсенале он имеет некоторые приемы: рифма, фразы из первых букв материала (цвета радуги в известной присказке про охотника с фазаном), зацепка (например, замена цифр предметами).

Применение методов эйдотехники реализуется через систему игровых упражнений c ассоциативными образами, связанными между собой каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по: цвету, месту расположения, форме, звучанию, действию, вкусу, материалу, назначению, количеству и др. Вся работа по формированию связной речи дошкольников средствами эйдотехники была разделена на этапы: подготовительный и обучение рассказыванию.

На каждом этапе применялись методы эйдетики, которые делали процесс обучения необычным, интересным и занимательным. Подготовительный этап являлся базовым для продолжения всей деятельности в целом. На данном этапе решалась основная задача – обогащение и развитие словаря. Создаваемые игровые сеансы с детьми на начальном этапе предполагали применение метода свободных ассоциаций. Так, например, в игре «Угадай время года» дошкольники должны были назвать слово, которое им приходит на ум сразу после услышанного: осень – листья (грязь, желтый, холодно, пасмурно), зима – снег (новый год, елка, метель, морозный), лето – солнце (жара, море, цветы), весна – лужи (ручьи, капель). Вербальное стимулирование сочеталось с наглядным. В игре «Друзья» дети должны были по предъявленной картинке назвать слово, которое может стать «другом» другому: листья – дерево, листья – осень. Дети упражнялись в запоминании пар слов, основанных на свободных ассоциациях в игре «Назови пару». На данном этапе было важным объяснить воспитанникам, что если слова «ходят парами», «дружат», то их запоминать не надо, они сами напомнят о себе, например: лес – грибы, рыба – река.

Далее задача усложнялась, в игровую деятельность детей вводился метод направленных ассоциаций. Он предполагал ограничения, основанные на сенсорных эталонах цвета, формы. В игровом упражнении «Что может быть желтым?» (зеленым, красным, круглым), дети назвали предметы окружающего мира (желтый лимон, желтая груша, желтая чашка). Далее количество ограничений увеличивалось по количеству признаков: «Какие фрукты могут быть зелеными?» (цвет и родовая принадлежность). Важным условием было не только называть слова, но затем вспоминать те, которые сказал другой ребенок, чтобы не повториться. На этапе направленных ассоциаций был введен прием запоминания слов по частям тела человека («привязка»). Например, в игре «На что это похоже?» каждый ребенок получил предметную картинку (самовар, шарф, перчатки, дверь).

Решение игровой задачи состояло в «привязке» картинки к какой-либо части тела на себе. Например, у самовара есть нос, как и у человека, самовар – это нос. Рот открывается как дверь, двери – это рот. Шарф завязывают на шее, шарф – это шея и т.д. В продолжении и усложнении игры, ребенок должен был припомнить и назвать пары ассоциативных слов по вербальному или наглядному стимулированию. Этап обучению монологической речи, а именно описательным рассказам, рассказам по сюжетной картинке и серии картин начинался с совершенствования навыков детей в составлении простых предложений по вопросам.

Основным методом являлись свободные ассоциации. Данный вид работ не предполагал использования наглядных стимулов.

Детям сообщали: «У меня одуванчик. О чем вы подумали?». Далее следовали ответы детей: «Я подумал о парашюте. Я подумал о вате. Я подумал об облаке». Затем предлагалось составить короткий рассказ о данном предмете. При составлении предложений с последующим составлением рассказа использовались тактильные ассоциации по предъявлению тактильных стимулов (карточек). В игре «Волшебные открытки» детям предлагалось прикоснуться с закрытыми глазами к любой карточке, расположенной на столе (в коробочке, мешочке) и назвать образ, с которым у него ассоциируется данное тактильное ощущение. Например, ребенок выбирал карточку с мягким покрытием и назвал облако, потому что оно такое же мягкое. В процессе составления описательных рассказов использовались ассоциативные цепочки, то есть составление рассказа следовало по определенному плану (картинкамассоциациям, расположенным в определенной последовательности).

Например, осень – это листья, неживая природа – это тучи, живая природа – это символический образ любого животного и т.д. На первоначальном этапе обучения предъявлялся готовый план, и дети строили свои высказывания на его основе. Затем освоив логику построения рассказа, могли предлагать свои ассоциации, используя при этом не только ассоциативные цепочки, но и тактильные, цветные. По итогам работы направленной на развитие связной речи дошкольников средствами эйдотехники у детей возникает совокупность представлений, связанных с данным понятием, словом.

Такой подход позволяет решать задачи не только по развитию произвольности мнестических процессов, накоплению словаря, но и практическому правильному использованию слов в соответствии с их лексическим значением. Составляя предложения и рассказы по определенным инструкциям дети, приобретают умения последовательно и точно строить пересказ, описательный рассказ, заменяют авторские выразительные средства на свои собственные, правильно строят предложения, используют сложную структуру синтаксических конструкций.

Выбранный метод показал свою практическую целесообразность. В продолжение работы над этой проблемой необходимо организовать деятельность по обучению творческим рассказам детей в процессе организации театрализованных игр и постановок.

 

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

2. Возрастная психология (Психология развития). Электронный учебник / авторсоставитель: Л.Ц. Кагермазова, д. психол. н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ.

3. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. – Москва: Владос, 2016. – 119 c. 

4. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. Книга для детей и их родителей. – Москва: РИПОЛ классик, 2010. – 112 с. 

 

. . . . .