Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие творческого воображения у дошкольников через конструирование и театрализованную деятельность

Дата публикации: 2023-09-01 14:11:50
Статью разместил(а):
Задорина Алена Георгиевна

Развитие творческого воображения у дошкольников через конструирование и театрализованную деятельность

Автор: Задорина Алена Георгиевна

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 102", Екатеринбург

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития творческого воображения у дошкольников посредством конструирования и театрализованной деятельности. Представленные эмпирические данные отражают роль конструирования и театрализованной деятельности в развитии творчества дошкольников.

Ключевые слова: дошкольники, творческое воображение, конструирование, театрализованная деятельность.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Творчество – это «пик» развития человека, его способностей. Это наивысшая ступень развития мышления, позволяющая воспринимать мир в его противоречиях и находить вывод из них. Творческое воображение – это основа для развития личности, чем раньше будет заложена эта основа в детях, тем полнее, разнообразнее и интереснее сложится их жизнь, жизнь людей нового поколения. Воображение – это своего рода чуткий механизм, овладев которым открывается возможность самовыражения, позволяющий ребенку находить и исполнять свои собственные замыслы и желания.

Обзор исследований.

Во всeм мирe психологи широко раccматривают проблeмы творчecкого воображeния чeловека. Пeрвыe работы по eго изучeнию возникли на рубeжe XIX-XXвв. и продолжаются  по ceй день. Оcобоe вниманиe направлено на опрeдeлениe природы творчecкого воображeния, мeханизмов творчecкой дeятельноcти и выявлeнию cрeдств развития творчeского воображeния, так же иccледуются функции воображeния, eго взаимоcвязь c другими познаватeльными процeccами, оcобeнности и cвойства творчecтва, как познаватeльного процeccа. Иccлeдованиями природы творчeского воображeния и eго свойств занимались: А.В. Брушлинский, В.И. Слободчикова, Л.С. Выготский, В.В. Богословский, В.А. Крутецкий, В.В. Богословского, А.М. Матюшкин, В.В. Давыдов, Б.М. Теплов, А.В. Запорожц, А.Я. Пономарев, В.И. Слободчиков В.Н. Пушкин, В.В. Давыдова, Е.И. Исаев, и др. Но их точки зрeния раздeлилиcь. Cоглаcно пeрвой: воображeниe – это cозданиe новых образов, а не новых понятий, мыcлeй, идeй (В.В. Богословский, В.В. Давыдов, А.В.Бушлинский, А.В. Петровскийи др.). А cогласно второй, воображениe – это cозданиe чeловeком чего-то нового, на основе чeго возникают новые дeйствия и прeдмeты (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.). Вопросом разработки принципов и cпоcобов cоздания диагноcтичeских мeтодик по выявлeнию уровня развития творчecкого воображeния и cобcтвeнно eго развитию занималиcь Б.М. Теплов, ОМ. Дьяченко, А.В. Запорожц, А.В. Петровский, Д.Б. Богоявленский, В.А. Крутецкий.

До сих пор нет методик для комплексной оценки творческого воображения, а именно не существует методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Зато появилась методы и методики позволяющие диагностировать операционные механизмы («Неполные фигуры», «Три слова», «Рисунок», и др.).

Выготский Л.С. сформулировал закон: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека» [2, c.10].  У ребенка, в силу его возраста, еще очень небольшой жизненный опыт, следовательно его воображение намного беднее, чем воображение  взрослого. Исходя из этого, можно сделать вывод: если мы хотим развить творческое воображение, то  надо расширять опыт. Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем больше он знает и усвоил, тем продуктивнее и богаче будет деятельность его воображения. 

Важнейшим условием проявления творчества, по мнению Выготского Л.С. является то, что деятельность воображения ребенка почти никогда не возникает без помощи взрослых.

В качестве средств развития творческого воображения дошкольников в литературе выделяются: конструирование (продуктивная деятельность), игра, сказкотерапия, театрализованная деятельность, художественно-изобразительная деятельность.

Для практического изучения развития творческого воображения дошкольников нами было проведено исследование, в основе которого лежит формирующий эксперимент. Наше исследование включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. 

Объектом экспериментального исследования стали дети старшего дошкольного возраста подготовительной к школе группы муниципального дошкольного образовательного учреждения. Дети, в составе 60 человек. Количество мужского и женского пола в группах одинаковое. Все дети из полной семьи со средним достатком. Дети были поделены на 3 группы: 2 формирующих и 1 контрольная. Все задействованные в эксперименте дети из одного детского сада и проходили обучение по одной и той же программе. 

На констатирующем этапе мы определили уровень развития творческого воображения у каждой группы детей. Для этого была использована методика развития творческого воображения, разработанная Дьяченко О.М. 

Обработка полученных результатов: Выводится средний коэффициент оригинальности по группе. А затем коэффициент оригинальности классифицируется по уровню.

Наряду с количественной обработкой результатов была проведена и качественная характеристика уровня творческого воображения (всего 6 уровней).

По результатам исследования при сопоставлении коэффициента оригинальности каждого ребенка с качественным уровнем развития воображения видно, что они совпадат.

Рассматривая полученные данные, можно отметить, что формирующая группа и контрольная группа схожи. Из проведенного исследования видно, что воображение у дошкольников носит подражательный характер. Ребенок в своих вымыслах и рисунках старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение носит репродуктивный (воспроизводящий) характер. Для развития воображения детей необходим показ способов творческой деятельности.

Анализируя полученные данные, можно отметить то, что больший процент детских рисунков относится ко второму (среднему) уровню творческого воображения, то есть ребенок изображает отдельный объект с разнообразными деталями.

Меньший процент детских рисунков  относится к нулевой группе (низкий уровень). Это говорит о том, что все дети приняли задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента.

Примерно одинаковый процент детских рисунков в обеих группах относится к третьему и четвертому уровню, то есть большинство детей не смогло включить  дорисованный объект в какой-нибудь воображаемый сюжет и не смогли использовать фигуру - эталон качественно по новому, то есть включить ее как один из второстепенных элементов в воплощаемый образ.

Подводя итоги можно сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы направленной на развитие творческого воображения.

На формирующем этапе эксперимента дети были разделены на 3 группы: формирующая группа № 1, формирующая группа № 2 и контрольная группа. В формирующей группе № 1 развитие творческого воображения происходило с помощью конструирования из бумаги, а в формирующей группе № 2 с помощью театрализованной деятельности.

Цель формирующего эксперимента: организация и проведение занятий  по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги или театрализованной деятельности.

Формирующая группа № 1.

Исследование опирается на разработку Л.А. Парамоновой. Нами было использовано два типа занятий по конструированию:

1. На тему, предложенную педагогом (изучение нового материала, повторение пройденного);

2. На тему, выбранную ребёнком самостоятельно.

В первом типе главное место занимает усвоение нового программного материала. В присутствии детей взрослый конструирует образец, рассказывает о техниках работы и их последовательность. Каждое действие взрослый сопровождает словами, движениями рук. На занятиях, где дети закрепляют ранее полученные знания, взрослый только частично показывает лишь ту часть конструкции, которую ребенок не знает или плохо запомнил, ставит задачу конструировать по памяти.

Во втором типе дети самостоятельно, основываясь на своих знаниях и умениях, выбирают тему, продумывают, определяют последовательность работы, ищут техники выполнения. Цель этих занятий - развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей. Проведение занятий такого типа дает возможность детям проявить свои интересы и степень развития их творческих замыслов.

Формирующая группа № 2.

Первый этап формирующего эксперимента заключается в чтении произведения, обсуждение темы, идеи его, нравственных уроках, обстоятельствах,  которые привели к тому или иному последствию.

Далее следует этап воплощения в театрализованном представлении. Мы, как режиссер стремимся пробудить в ребенке тот круг мыслей, который является главным поводом ко всякому чувству, вызывающему в ребенке-актере внутреннее видение тех действий, которые его персонаж совершил или готов совершить. Для этого ребенку необходимо поставить себя в предлагаемые автором для героя обстоятельства.

Наша цель - не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми, а через все виды детской деятельности провести решение задач, направленных на формирование в детях творческого начала.

Поэтому дети-актеры обязательно должны участвовать в создании сценической обстановки, обжить ее. Для этого мы используем занятия по конструированию, ручному труду, изодеятельности. Обсудив с детьми содержание пьесы, ее идею, мы пытаемся выразите ее через афишу, программку, эскизы костюмов для героев. На занятиях по конструированию создаем пространство сцены, заполняем ее необходимыми атрибутами. Дети становятся театральными художниками и с помощью деталей интерьера  пытаются выразить пространственно-временную идею пьесы. Сцена - макет с вымышленными героями находится в группе и обживается детьми в режиссерских игр.

Режиссерская игра невозможна без специально организованной деятельности. Мы назвали ее «Азбукой фантазии». Это специальные упражнения, знакомящие детей с универсальными приемами творческого воображения и тренирующие их в овладении ими.

На контрольном этапе нами был проведен контрольный срез уровня развития творческого воображения у каждой группы детей.

 Его основными задачами являлись:

1) выявить уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста;

2) проследить динамику развития воображения у детей после проведения формирующего эксперимента.

Для реализации поставленных целей и задач с детьми вновь были проведены те же диагностические задания, что и в ходе констатирующего этапа.

Анализируя полученные данные в ходе констатирующего и контрольного этапов можно сделать следующий вывод: дети достигли более высокого уровня развития творческого воображения, о чем говорит значительно повысившийся уровень воображения.

Формирующий эксперимент показал, что  воображение у детей приобрело более произвольный характер и перешло во внутренний план. Следовательно, у ребенка исчезает необходимость в наглядной опоре при создании образов.

Сравнительный анализ полученных данных в ходе эксперимента подтвердил эффективность проведенных нами занятий, показав позитивную динамику в развитии творческого воображения дошкольников. Следовательно, системное использование такой продуктивной деятельности, как конструирование ведет к повышению уровня развития творческого воображения. 

Следовательно, конструирование и театрализованная деятельность выполняют воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Творческое воображение можно и нужно развивать. С этой целью наиболее эффективны специальные апробированные формирующие программы, которые могут использоваться в дошкольных учреждениях или в кабинете психолога. Целенаправленное развитие творческого воображения посредством различных видов искусств (конструирования и театрализованной деятельности) является необходимым условием развития здоровой, самоактуализирующейся и самореализующейся личности.

Подводя итоги проделанной нами экспериментальной работы, мы с уверенностью можем утверждать, что творческое воображение развивается с помощью различных видов искусств и реализуется в соответствующей деятельности. А так же после проведения всех трех этапов экспериментальной работы мы имеем право сделать вывод об эффективности использованных систем по развитию творческого воображения детей посредством театрализованной деятельности и конструирования. Еще мы можем предположить о том, что более продолжительные занятия по данной программе могут дать более значительную динамику в целях дальнейшего развития воображения. 

 

Список литературы:

1. Бартман Н. От игрушки – к детскому театру», Л.,1925 – с.32.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1991 – 93с.

3. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986.

4. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16.

5. Кравцов Г.Г. Концептуальные основы непрерывного образования // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. - М. Красноярск, 1999 – 300с.

6. Параманова Л.А. Детское творческое конструирование. – Москва, 2009 – с. 16, с.118.

7. Родари Дж. Грамматика фантазии, сказки по телефону, Алма-Ата, Ликтеп, 1982 – с.130.

 

. . . . .