Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проблема развития мелкой моторики рук детей раннего возраста

Дата публикации: 2023-09-13 21:09:25
Статью разместил(а):
Артюшкина Юлия Леонидовна

Проблема развития мелкой моторики рук детей раннего возраста

Автор: Артюшкина Юлия Леонидовна

МОУ "Гимназия № 1", г. Люберцы

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что существует тесная связь между развитием моторики рук и мозга, о важности развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Ключевые слова: мелкая моторика, руки детей, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.

Мелкой (тонкой) моторикой называют развитие мышц пальцев, обусловливающую способность выполнять ими тонкие скоординированные манипуляции (действия с объектами). Мелкая моторика в научной литературе также обозначается понятием сложно-координированные движения, то есть такие движения, которые требуют навыка работы с мелкими предметами и выполнения точных действий.

Сложно-координированные движения - это, прежде всего, произвольные движения, которые имеют цель, планируются, контролируются и оцениваются; движения, параметры которых могут изменяться при изменяющихся условиях деятельности. Поэтому выполнение таких движений обеспечивается сложной, интегральной (совместной) деятельностью различных мозговых структур. Нарушение этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

В середине XX века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина и др. описывают отдельные проблемы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии.

Большая часть моторной (двигательной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли головного мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной доли и левой лобной частей головного мозга, которые отвечают за формирование многих психических функций.

Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног; рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. 

Л.В. Фоминой на основе проведенных обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.  

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. 

Специалистами в области детской психологии было показано, что с уровнем развития тонкой моторики руки у ребенка связано развитие таких важных показателей, как внимание, речевые способности, пространственная ориентация, зрительная координация, графические навыки. Изображения, сделанные ребенком, наглядно демонстрируют это. По результатам детских рисунков и во время наблюдения за рисованием можно легко оценить его умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, регулировать свои тонкие движения в соответствии с задачей изображения (речь идет о степени нажима, темпе рисовального движения, соразмерении пропорций рисунка и др.). На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Для детей раннего возраста важно развитие мелкой моторики рук, потому что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, ребенок обладает неразвитой мелкой моторикой. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

С большой долей вероятности можно заключить, если с речью не все в порядке, то, наверняка, и проблемы с моторикой.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Развитию речевых центров кары головного мозга способствуют упражнения массажа и самомассажа пальцев и кистей рук (поглаживание, растирание, разминание, вибрация), упражнения на сгибание – разгибание, разведение, вращение, сжимание – разжимание пальцев и кистей, а также разнообразные пальчиковые игры, сопровождающиеся чтением потешек, стихов, пением песенок. Также решению поставленных задач способствуют и разнообразные игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно, направленные на активизацию и развитие речевых, познавательных и сенсорных способностей. 

Таким образом, в дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность). Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

 

Список литературы:

1. Коржова Е.Г. Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 930-931.

2. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: Сфера, 2013. 320с.

3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. – М., Педагогика, 1973.

4. Воложанина Н.Т. Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук.

5. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с.

6. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. – М., 2007. – 301 с. 

7. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. – В кн.: Тезисы докладов XXIV-го  Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. – М., 1974.

 

. . . . .