Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Цвет

Дата публикации: 2023-09-22 17:53:23
Статью разместил(а):
Швец Наталья Анатольевна

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Цвет

Автор: Швец Наталья Анатольевна

ГБДОУ "Детский сад № 53 Колпинского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В статье автор рассматривает некоторые особенности использования цветонаименований в формировании целостной картины мира дошкольников.

Ключевые слова: цвет, цветонаименования, целостная картина мира, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества — являются ведущими ориентирами современного образования. Эти позиции нашли свое отражение в ФГОС дошкольного образования.

С самого раннего детства начинается формирование личности с определенным культурным уровнем.

Постепенно складывается из разрозненных частей мозаики базовая картина мира в сознании ребенка. Она, конечно же, будет дополняться по мере взросления и обучения, по мере созревания тех инструментов, которыми человек пользуется для познания окружающей действительности всю свою жизнь.

В учении К.Д. Ушинского целостная картина мира — это модель мира, которая хранится в духовной памяти народа, его сознании и культуре, как системное представление о пространственно-временном существовании мира, бесконечности вселенной и месте и назначении человека в нем, это живая динамичная, открытая развивающаяся система философско-религиозных, научных, художественно-эстетических образов.

 Её формирование возможно, если образование ребенка осуществляется в системе ценностных ориентиров, составляющих «собственно человеческое измерение», а именно: родной язык, история, вера, философия, наука, религия, культура, литература, традиции, образ мысли, образы Родины, природы, человека, переживания человека, привычки, семья.

Человек сам строит образ мира, фиксируя и конструируя  существующие в мире связи и отношения, что определяет выбор стратегии поведения. Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком окружающий мир и вырабатывается отношение к нему. (Ушинский , 1949).

Формирование целостной картины мира ребенка является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нем вполне определенное место.

Многообразный мир живой и неживой природы, красок и звуков обрушивается на ребенка, который отчаянно пытается разобраться в нем и первым делом дать ему характеристику: хорошо или плохо.

Первоначально зрительные ощущения ребенка размыты и расплывчаты. Новорожденные поначалу различают только свет и темноту, черное и белое. И примерно к концу первого месяца восприятие цветовой палитры постепенно расширяется.  Первые насыщенные цвета, которые дети начинают выделять из цветовой гаммы – это красный и желтый.

Английские ученые Б. Берлин и П. Кей провели ряд исследований и пришли к выводу, что процесс возникновения и развития цветонаименований в различных языках универсален. (Берлин, Кей, «Основные цветовые термины», 1949г).

Согласно гипотезе Б. Берлина и П. Кея, все языки имеют термины, обозначающие белый и черный цвета. Таким образом, минимальное количество цветообозначений в языке - два. Универсальный инвентарь системы основных цветообозначений состоит из 11 основных названий цветов - белого, черного, красного, зеленого, желтого, синего, коричневого, фиолетового, розового, оранжевого, серого [Берлин, Кей, 1969: 22]. Система основных цветообозначений в конкретном языке тем полнее (состоит из большего количества основных цветообозначений), чем выше стадия развития данного языка.

Б. Берлин и П. Кей разрабатывают следующую схему развития основных цветообозначений: сначала появляются названия белого и черного цветов,  затем к ним добавляется название красного цвета, затем - зеленого и желтого (сначала один из них, а потом второй), затем - синего, и затем - коричневого. После этого в любой последовательности и за короткий отрезок времени появляются названия фиолетового, розового, оранжевого и серого цветов [Берлин, Кей, 1969]. Эта схема возникновения и развития цветообозначений является универсальной для всех языков. Таким образом, ребенок в своем развитии восприятия цвета идет в соответствии со строгой закономерностью развития языка, как основного инструмента общения и более того, развитием человеческой цивилизации вообще.

Психология же рассматривает цвет и цветовые ощущения как одну из специфических реакций глаза и мозга на световые частотные колебания. Цвет заключает в себе возможности логического и чувственно-образного способов познания мира. Это связано с тем, что правое и левое полушария мозга предпочитают различные части спектра и создают разные цветовые модели:
1) правое полушарие от природы ориентировано на длинноволновую часть спектра (красный) и выдает цветовую картину, связанную с чувственным восприятием;
2) левое полушарие ориентировано на средневолновую часть спектра (синий) и выдает цветовую картину, связанную с понятийным комплексом [Мостепаненко, 1986:45].

Кроме того, психологи рассматривают связь цвета с эмоциями человека: у каждой эмоции свое определенное место в цветовом пространстве, эмоция соответствует определенному цвету, а каждый цвет вызывает строго определенные эмоции.

С другой стороны, цвет выступает одной из основных категорий культуры, «фиксирующей уникальную информацию о колорите окружающей природы, своеобразии исторического пути народа, взаимодействии различных этнических традиций, особенностях художественного видения мира» [Жаркынбекова, 1999: 109]. Так как цвет является компонентом культуры, то он окружен системой ассоциаций, смысловых значений, толкований; цвет становится воплощением разнообразных нравственно-эстетических ценностей.

Поэтому так важно, начиная с самого раннего возраста, знакомить ребенка с цветом, его наименованием, традиционным использованием в речи, в сказках и потешках, донося до ребенка не только информацию о свойствах предметов материального мира, но и формируя свойственную данной культуре  систему цветообозначений. 

Многообразный мир живой и неживой природы: растений и животных, Земли и небесных светил, красок и звуков может быть представлен с помощью поэтических живописных и музыкальных произведений, позволяющих увидеть красоту и гармонию в обычных явлениях.

Работа воспитателя в сфере познания, т.е. формирования целостной картины мира и расширения кругозора ребенка должна учитывать его возрастные особенности. Картина мира, которая складывается в сознании ребенка с помощью воспитателя, должна быть позитивной: солнце -  ярким, небо -  синим (голубым), трава -  зеленой. Даже краски осени обязательно должны быть в представлении ребенка подчеркнуто сочными и яркими.

Считаю, что самая удобная форма при ознакомлении ребенка с окружающим миром, обеспечивающая наибольшую доступность предлагаемых знаний, – это связь проводимых занятий с сезонами и погодой на текущий момент. Характерные черты и особенности каждого месяца и смены времен года необходимо рассматривать с тех сторон, которые ребенок может понаблюдать, ощутить, исследовать. Развивая способность ребенка узнавать, различать и называть цвета, мы тем самым развиваем и восприятие, и речь. Современные дети четвертого года жизни легко различают и называют такие цвета, как оранжевый, розовый,  фиолетовый, серый. Этому способствует большое разнообразие цветов в оформлении детских книг и игрушек, бытовых предметов, одежды. Нужно уверенно использовать такие цветонаименования в общении с детьми, не ограничивая их стандартными основными цветами. Употребление цветонаименований будет способствовать его культурному и эстетическому развитию, более полному представлению об окружающей его действительности, формированию целостной картины мира.

В воспитательный процесс с успехом вплетаются фольклорные произведения (пословицы, поговорки, народные прибаутки, песни), а также высокохудожественные произведения поэзии и прозы. В них мы находим множество примеров употребления цветонаименований, хотя традиционная фольклорная картина мира сейчас, в мире гаджетов, требует пояснений для ребенка. У детей нет традиционной картины мира перед глазами. Животный мир сказок и потешек представляется им только на картинках. Редко кто из детей видел зайца или волка, лису. Если маленький житель крестьянской деревни был естественным образом включен в круговорот природных явлений, сезонных изменений видел воочию героев рассказываемых ему сказок, то в современном мире чаще всего при чтении фольклорных произведений ребенку требуются пояснения.  Фантазийный мир мультипликационных героев и игрушек, в котором заяц, например, может быть и розовым, и голубым, не облегчает ребенку процесс формирования целостной картины мира цвета, требует усилий со стороны взрослых по приведению «в норму» восприятия ребенком цвета и смысла.

Сформированная с помощью воспитателя и родителей целостная картина мира поможет ребенку легче адаптироваться в том мире, в котором ему предстоит жить. Это серьезная работа для маленького человека, в которой обязательно должны присутствовать взрослые, помогая и направляя, устанавливая необходимые ориентиры, создавая тот контекст, который наполнит ребенка знаниями об окружающей действительности.

  

Литература:

1. Основные цветовые термины: их универсальность и эволюция (Basic Color Terms: Their Universality and Evolution). 1969.

2. Мостепаненко Е.И. Свет как эстетический феномен: диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.04. - Ленинград, 1986. - 198 с. 

3. Жаркынбекова Ш.К. Цветообозначающие прилагательные как объект художественного перевода (на материале произведений И.С. Тургенева): автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01. - Алматы, 1994. - 28 с.

 

. . . . .