Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Сказкотерапия в артикуляционной гимнастике в процессе логопедической коррекции

Дата публикации: 2023-09-26 10:58:52
Статью разместил(а):
Мухаметшина Арина Дмитриевна

Сказкотерапия в артикуляционной гимнастике в процессе логопедической коррекции

Авторы: Бурганова Лилия Халимовна

МАДОУ «Детский сад № 72 комбинированного вида», г. Казань

Титслова Анна Викторовна

МАДОУ «Детский сад № 172 комбинированного вида», г. Казань

Мухаметшина Арина Дмитриевна

МАДОУ «Детский сад № 368 комбинированного вида», г. Казань

 

Аннотация: В статье раскрывается тема использования артикуляционных сказок как один из продуктивных и динамичных методов работы. Учителя-логопеды предлагают свои авторские артсказки, которые уже прошли апробацию и показали высокую эффективность воздействия в процессе логопедической коррекции.

Ключевые слова: артикуляционный аппарат, артикуляционная гимнастика, моторика, коррекция, артикуляционные сказки.

 

В настоящее время, к большому сожалению, наблюдается тенденция роста количества детей с дефектами речи различного характера. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка необходимо как можно раньше.  Преодоление любого речевого нарушения — это всегда сознательно-целенаправленный процесс специального воспитания и перевоспитания индивида с нарушенной речью. А точнее - это процесс коррекционного обучения правильной речи и воспитания личности индивида с нарушенной речью [7, c.12].

Речь не является врожденной способностью, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий качественного становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Как указывает А. Р Лурия, процесс формирования восприя­тия звуков и речевого слуха осуществляется при ближайшем уча­стии артикуляторного аппарата и только в процессе активного артикуляторного опыта приобретает свой законченный характер [5, c.176]. По мере взросление ребенок через призму своего видения знакомится не только с миром, но и с самим собой, в том числе и с частями артикуляционного аппарата: губы, зубы, язык, учится придавать необходимое положение подвижным органам артикуляции, фиксировать артикуляционные движения.

Возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера. Следовательно, необходимо учитывать: изменения в строении артикуляторного аппарата и многообразные нарушения иннервации мышц, участвующих в артикулировании; снижение периферического слуха и нарушения слухового восприятия центрального характера [9, c.71]. Уже с рождения ребенок проделывает массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (гуление, лепет). Они и являются начальной ступенькой в развитии речи ребенка; играют роль некой гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно. Ввиду того, что речь связана с движением речевого аппарата, большое значение в логопедической работе при дефектах звукопро­изношения имеет артикуляционная гимнастика. Цель её - это выработка пра­вильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объе­динение простых движений в сложные — артикуляционные ук­лады различных звуков, и поэтому значение артикуляционной гимнастики вполне оправдано[8, c.83].

Артикуляционные упражнения могут быть без включения голоса и с участием голоса. Начина­ются они с движений по подражанию, если такого невозможно, то с пассивных движений, т.е. при механической помощи. Пассивные движения постепенно переводятся в пас­сивно-активные, а затем и самостоятельные при зрительном контроле перед зеркалом. В процессе работы над артикуляцией, так же, как и при работе над общей моторикой, важным принципом яв­ляется фактор тактильно-проприоцептивного разрушения, разви­тие статико-динамического ощущения, четких артикуляционных кинестезии и кинестетического следового образа движения арти­куляционных мышц. Работу проводят с максимальным подключе­нием других анализаторов (особенно зрительного и тактильного) [12, c.176-177]. 

Но! Современные дети не чувствуют себя в пространстве, они как будто не ощущают себя и свое тело. Тоже самое происходит и с речевым аппаратом. Хаотичный поиск позы, «гуляние» языком, и, как следствие, жалобы детей и нежелание заниматься. Профили звуков лишены эмоциональной окраски. Дети не могут переложить схему на свои собственные органы артикуляции. Как же быть? Отсюда и возникает у нас идея усовершенствования артикуляционной гимнастики, придав ей более насыщенную эмоциональную окраску. И в помощь нам приходит сказка, как мощнейший инструмент ненавязчивого обучения, которая дает так называемые косвенные наставления.

Еще В.А. Сухомлинский писал о том, что сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений [11, с. 36]. На начальном этапе коррекции мы уходим, например, от понятий право - лево и включаем только игру и эмоции. Язычок превращается в рыбку- озорницу, у которой нужно каждую чешуйку причесать расческой. Или в хомяка, который набил ротик едой.

Если к занятию подключить и другие органы чувств, например, наполнив водой маленький тазик и включив шум ручья, то уйдет ненужный поиск позы, ребенок будет думать о сказке, а не о своем языке. А мы уже сможем направлять, корректировать, а затем и фиксировать внимание на органах артикуляции. Можно подключать к артикуляционной гимнастике графические схемы. Например, наш ротик - это домик. Так же переносим упражнение на лист бумаги. Чистим в доме окошки (щечки языком и окна на рисунке) и т.д.

Подобный эмоциональный перенос особенно необходим детям с тяжелой неврологической симптоматикой, которым сложно ощутить, а потом и запомнить свои ощущения, если они основаны только на голосовой инструкции или схематическом изображении. Расстраиваясь и напрягаясь, они только усугубляют ситуацию. Главное, не акцентировать внимание на пространственную ориентировку, а фиксировать результат уже как достигнутый.

Работая, имея в своем арсенале современные технологии, которые значительно повышают результативность нашей деятельности, затруднительно «изобрести велосипед». Наш творческий тандем предлагает уже апробированные авторские артикуляционные сказки, использование которых, как показывает опыт, дает положительную динамику развития артикуляторной моторики и эффективность коррекционного процесса. Но на этом мы не останавливаемся, т.к. неиссякаемый потенциал идей толкает нас на новые свершения!

Сказка «Речка, ручеёк и рыбка»

Жила-была речка, текла, не спеша

(Лёгкое поглаживание волосяной части головы и шейного отдела, исключая область щитовидной железы)

По камешкам гладким, не слышно шурша.

(Там же лёгкая вибрация)

Ладошка в ладошку к ней тёк ручеек

(Массаж всей поверхностью ладони)

Быстрый и свежий любимый сынок.

Летом течение их не смолкало.

(Быстрое касание подушечками пальцев по щекам)

Зимой ледяною все гладью сковало.

(Растирание, интенсивность которого зависит от состояния мышечного тонуса мышц ребенка)

Дули ветра, рябь по речке пускали,

(Вибрация ребром ладони)

Волны друг с другом в прятки играли.

(Прерывистая вибрация)

Дождь моросил, по реке барабанил,

Каплями гладь щекотал, хулиганил.

(Точечный массаж подушечками пальцев)

А в речной пещере рыбка-озорница

Переходим к ротовой полости.
(Язык ребенка)

Хвостиком виляя, плавает, резвится,

(Самостоятельность действий зависит от кинестетических ощущений ребенка)

А потом устанет, полежит немножко

(Полное расслабление языка внутри ротовой полости)

И своим подружкам постучит в окошко.

(Язык касается внутренней поверхности щёк).

Мы ее погладим, спинку ей почистим.

(Работа со спинкой языка)

Каждую чешуйку поглядим- увидим

(Работаем с подъязычной областью языка)

Засверкает рыбка, спинка заискрится

(Любые действия необходимые на данном этапе работы перед зеркалом)

И на волю рыбка уплывёт резвиться.

(Движения языка вне ротовой полости)

 

Сказка «Тук-тук! Кто там?»

Тук-тук, тук-тук, вылезай, милый друг!

(Постукивание подушечками пальцев по щекам)

Ты теперь не язычок, а пузатый хомячок.

(Надуть щеки)

Привет, дружок! Покажи бочок,

(Прокатить языком по щекам с внутренней стороны)

С боку на бок повернись,

 

Сильным будь и не ленись!

 

Тук-тук, тук-тук, кто теперь наш друг?

(Постукивание подушечками пальцев по щекам)

Прибежала мышка, юркая малышка.

 

Носик из норки – хватает корки,

(Движение языка вперед)

Прячется быстро, кошки боится.

(Движение языка назад)

Тук-тук! Это мы.

(Постукивание подушечками пальцев по щекам)

Не боимся мы змеи.

 

Змейка, змейка докажи,

(Движение языка влево - вправо)

Как умеешь ты дружить.

 

Тянем к носику бочка,

(Движение языка вверх, к носу)

Вниз спускается змея.

(Движение языка вниз, по направлению к груди)

 


Сказка про девочку Анечку

Жила-была девочка Аня.

Произносим имя, широко открыв рот - А-ааня)

Она была веселая и любила всем посылать воздушные поцелуи.

Губки в трубочку сложи

Поцелуйчик покажи

(Губы вытягиваются вперед, изображая «поцелуй»)

Когда у Анечки все получается, она широко улыбается.

Есть у радости подруга в виде полукруга.  

На губах она живет                         

И грустить ей не дает.

Аня губки прямо к ушкам

Растянула как лягушка

 (Губы тянутся к уголкам рта, изображая улыбку)

Однажды Анечка пошла гулять. И к ней прилетел осенний листок.

Язык широкий покажи,

Листок спокойно подержи.

(Широкий язык на нижней губе) 

Его ветер поднимает и тихонько опускает,

(Широкий язык вверх-вниз)

Из стороны в сторону качает.

(Острый кончик языка влево-вправо)

А вот сквозь облачко солнце протянуло свой лучик.

Он острый.

Язык в лучик превращаю

Напрягаю и сужаю.

(Острый кончик языка вперед)

Но вот закапал дождь.

Он был сначала редким, а затем стал частым.

Дождик песенку поет: Кап-кап, кап-кап…

Только кто его поймет: Кап, кап, кап, кап.

(Кончик языка ударяет за верхние зубы со звуками «Д - ддд»)

Испугавшись дождика, Анечка поспешила домой.

(При широко открытом рте цокать языком)

 

Литература:

1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2007,62с.

2. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. -М.: Просвещение, 1987, 165с.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. — М.: ГНОМ и Д, 2004, 16с.

4. Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. - М.: Айрис-пресс, 2015,32с.

5. Лурия Л.Р. Язык и сознание /под редакцией Е.Д. Хомской. –Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998,416 с.

6. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004, 92с.

7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997, 400 с.

8. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969.

9. Правдина О.В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: "Просвещение", 1973, 272с.

10. Развитие речи детей дошкольного возраста/под ред. Ф.А. Сохина.-М.: Просвещение,1984, 223 с.

11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев:  издательство «Радянська школа», 1973, 145с.   

12. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, 560 с.

 

. . . . .