Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методы и приемы развития театрализованной деятельности в ДОУ

Дата публикации: 2023-10-09 15:08:42
Статью разместил(а):
Романькова Юлия Алексеевна

Методы и приемы развития театрализованной деятельности в ДОУ

Автор: Романькова Юлия Алексеевна

 МБОУ "Захаровская СОШ", дошкольное отделение – детский сад № 3

 

Аннотация: В этой статье говориться о том, что театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей дошкольного возраста и способствует нравственному, эстетическому, умственному, речевому развитию дошкольников.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

Цель: формирование творческой личности ребенка через театрализованную деятельность.

Задачи театрализованной деятельности в детском саду: 

· Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;

· Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;

· Развивать монологическую и диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;

· Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;

· Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения, инициативности, воли и познавательного процесса;

· Расширять элементарные математические, экологические, нравственные представления посредством театральной деятельности;

· Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;

· Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;

· Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей;

· Совершенствование выразительности речи, интонационного строя, артистических навыков;

· Воспитывание чувства коллективизма, умения решать конфликтные ситуации через игру;

· Знакомить детей с различными видами театра и различными видами творчества;

· Формировать эстетический вкус, нравственные чувства и качества.

Для решения всех этих задач необходима предметно-пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка.

В группе я оформила театральный уголок, который условно подразделяется на три части:

1. Музыкальная часть. В ней содержаться музыкальные инструменты, которые находятся в месте свободном для доступа детей.

2. Собственно театральная часть. Она наполнена различными видами театра, как фабричными так и изготовленными вручную.

3. Уголок ряженья. Содержит различные костюмы и аксесуары.

Основными методами являются следующие: 

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. 

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Методические приемы: 

1. Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.

2. Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.

3. Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.

4. Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.

5. Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.

6. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).

7. Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.

8. Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных знакомых людей.

9. Проигрывание этюдов с неопределенным концом (« Как бы ты поступил в этой ситуации?»).

10. Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Занятия по театрализованной деятельности в детском саду могут включать в себя:

- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- Игры-драматизации;

- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- Упражнения по формированию выразительности исполнения;

- Отдельные упражнения по этике;

- Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.

Методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях строится поэтапно: 

1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий(выразить радость, страх и т.п.);

4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

· игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

· ролевые диалоги на основе текста;

· инсценировки произведений;

· постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

· игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.         

Из многообразии средств рекомендуется включать: 

· Специальные театральные этюды и упражнения;

· Игры на превращения;

· Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;

· Ритмопластика;

· Игры на развитие двигательных способностей;

· Ритмический этюд;

· Музыкально-пластические импровизации;

· Жесты;

· Артикуляционная гимнастика;

- зарядка для губ,

- зарядка для шеи,

- зарядка для языка.

· Упражнения на дыхание;

· Сочини сказку;

· Придумай диалог;

· Расскажи сказку от имени героя или от своего имени;

· Скороговорки.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в себе. Развитие детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели в театрализованной деятельности.

Занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Перспектива работы по данной теме должна основываться на изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении с опытом работы других педагогов-практиков.

 

Список литературы:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. -127 с.

2. Макаренко Л. К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С.32-33.

3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

4. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр// Дошкольное воспитание. – 1988. - №8. – С.55-58.

 

. . . . .