Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Музыкальные игры для дошкольников

Дата публикации: 2023-10-11 13:44:06
Статью разместил(а):
Гридковец Юлия Геннадьевна

Музыкальные игры для дошкольников

Автор: Гридковец Юлия Геннадьевна

ГБДОУ "Детский сад № 53 Колпинского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о музыкальном воспитании в дошкольном возрасте, что оно развивает, на каждом этапе взросления. И несколько дидактических игр.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, музыкальные игры.

 

Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмических движений. Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля   за собственным исполнением.

Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

1. Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры закрепляют знание детьми музыкальных инструментов.

2. Развивают у малыша быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление. Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.

3. Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.

4. Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.

5. Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики. Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) музыкальные игры носят ознакомительный характер. Они простые, подвижные, хороводные, совершенно не осложнённые теорией (например, воспитатель ходит с малышами под музыку «паровозиком», инсценирует коротенькую песенку или водит хоровод с очень простыми действиями).

Во второй младшей группе (3-4 года) дети уже знакомятся с простейшими музыкальными инструментами, учатся элементарно характеризовать мелодии (высокие и грустные, тихие и громкие, медленные и быстрые), осваивают некоторые танцевальные движения. Исходя из этого, и строятся музыкальные игры, например, «Птички и птенчики», «Отгадай, на чём я играю», «Какой колокольчик звенит?». При этом воспитатель активно использует жесты (низкие звуки — держит руки на животе, средние — соответственно, на груди и высокие — возле головы), картинки (бодрая музыка — изображение марширующих ребят, спокойная — спящих), игрушки (аналогично показывает, как кукла шагает или спит). В младшей группе усложняются подвижные игры: малыши должны выполнить движения согласно темпу музыки. Музыкальные атрибуты также начинают включаться в сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

Воспитанники среднего звена (4-5 лет) уже имеют определённый музыкальный опыт, поэтому к вышеуказанным играм добавляются самостоятельные действия с дидактическими материалами (к примеру, «Озвучь инструмент на картинке»). Воспитатель должен создавать дошкольникам среду для самостоятельной деятельности — предлагать им настольно-печатные пособия: например, музыкальное лото или домино. Более успешно проходят игры из серии «Спокойное музицирование» на определение характера музыки. Однако музыкальные подвижные игры с правилами ещё вызывают затруднение. Некоторым малышам сложно сориентироваться, они запаздывают, начинают двигаться лишь после своих товарищей, не могут выдержать долгих пауз (убегают на место). Это обусловлено особенностями развития нервной системы, либо ребёнок часто болеет и редко посещает детский сад. К таким ребятам необходим индивидуальный подход. К примеру, педагог подсказывает: «Когда музыка станет громкой, будет танцевать Саша, а когда тихой — Катя». Хороводные игры с дошкольниками пятого года жизни уже не вызывают затруднений. Исключением могут стать лишь игры на определение силы звучания: чем тише музыка, тем медленнее нужно идти в хороводе. 

Музыкальные же игры для старших дошкольников становятся уже более сложными и разнообразными. Дети шестого года жизни уже вполне самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями, а будущие школьники (6–7 лет) способны даже проводить без педагога небольшим коллективом подвижные и хороводные игры, сами подбирая необходимые атрибуты. Исключением опять-таки будут недостаточно усидчивые ребята, с неуравновешенной психикой либо часто болеющие. Некоторые активные дети (лидеры по натуре) любят брать на себя роль педагога, проводят подвижные игры, однако, чересчур увлекаясь, они, иногда не способны охватить вниманием весь коллектив, делают паузы по ходу игрового действия. Сюжетно-ролевые игры музыкальной тематики в старшем дошкольном возрасте становятся более развёрнутыми, замысловатыми по сюжету. Например, ребята воображают себя участниками оркестра, преподавателями школы искусств, членами жюри и участниками вокального или танцевального конкурса (материал для игр заимствуется, в том числе, из просмотра телепередач) магазин музыкальных инструментов. 

Младший дошкольный возраст:

Д/и «Три цветка» 

Цель: Учить определять характер музыки.

Материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» – спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки:

- добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

- грустная, жалобная;

- веселая, радостная, плясовая, задорная.

- три маленьких цветка, отражающие характер музыки.

Ход игры: Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки.

Д/и «Три медведя» 

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Материал: Плоские фигурки медведей из картона (на деревянной подставке, раскрашенные в русском стиле – Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.

Ход игры: Музыкальный руководитель: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают) В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют кто пришел, выводиться фигурка медведя.) Как мишка идет? Медленно, тяжело. Давайте походим как Большой мишка. (Дети ходят под музыку). Аналогично игра проводится с другими фигурками.

Д/и «Сладкий колпачок».

Цель: закрепление пройденного материала.

Материал: колпачки разных цветов с предметами (платочек, погремушка, ленточка, цветочек). Колпачек с конфетами.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках, по всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла). Он приготовил детям угощение, положил под колпачок, а под какой забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз, и дети танцуют с предметом который нашли. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.

 

. . . . .