Как Осень стала "Золотой" (из цикла "Сказки-раскраски")
Как Осень стала "Золотой" (из цикла "Сказки-раскраски")
Авторы: Бородинова Татьяна Александровна
и Косоурова Людмила Владимировна
ГБОУ "Школа № 7", г. Москва
Аннотация: В данной статье говорится об опыте использования авторских сказок, объединенных одним героем или общим сюжетом для мотивации детей к изобразительному творчеству.
Ключевые слова: сказка, сюжет, рисование, лепка, аппликация, времена года, золотая осень.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В последние несколько лет, педагоги-дошкольники стали чаще сталкиваться с проблемой нежелания некоторых детей заниматься изобразительной деятельностью и ручным трудом, так как это требует определенных усилий (физических и умственных), внимательности и терпения. Ребенку проще играть в гаджете, чем с усилием разминать пластилин, заштриховывать рисунок, вырезать что-то из бумаги.
Авторы данной статьи предлагают сочинять короткие сказки, объединенные общим сюжетом или общим героем, чтобы мотивировать таких ребят.
Социальная, художественная и педагогическая ценность сказок общепризнана. Сказка – это источник духовности, который воздействует на «три аспекта души: чувства, разум, волю» (1, с.352).
Перед вами небольшая сказка, придуманная авторами для создания работ по лепке, аппликации и рисованию на тему "Золотая осень".
Жили-были Времена Года и были они прекрасны.
Зима – морозная, свежая, ледяная, одевалась в сверкающие белоснежные наряды. А когда ей хотелось чего-нибудь особенного, она накидывала на плечи яркие огоньки-гирлянды и наряжала все елочки в разноцветные сверкающие новогодние игрушки. И тогда все говорили: «Ах, как прекрасна Зима! Какая она нарядная и веселая!»
За ней приходила нежная Весна, окутанная запахом талого снега и звоном капели, первыми цветами на проталинах и щебетом перелетных птиц, бело-розовой пеной цветущих деревьев и кустарников. Все с таким нетерпением ждали прихода весны!
Лето было жарким, грозовым, ярким. Птицы пели ему лучшие песни, у бабочек кружилась голова от ароматов прекрасных цветов, деревья, одетые в зеленые платья, ласково шептали: «Как хорошо!»
И только Осень говорила: «Ну почему я не такая, как все времена года? Птицы не хотят петь, а собираются в большие стаи и с печальным криком улетают от меня. Цветы вянут, деревья стоят печальные и даже звери больше не бегают по лесам, а прячутся в норах или засыпают до весны. Только скучные долгие дожди дружат со мной. Какая я несчастная!»
И вот однажды Зима, Весна и Лето решили сделать подарок Осени, и украсить ее по-особому.
Зима дала в дар яркие краски новогодних огоньков и украшений – и листья на деревьях стали яркими, золотыми, алыми, бордовыми.
Весна подарила тонкий аромат морозного утра и ярко-синее небо.
Лето поделилось своим теплом и ласковым солнцем.
Осень нарядилась и вдруг все увидели, как она торжественно-прекрасна: листья деревьев и кустов окрасились во все оттенки желтого и красного. На ветках рассыпались алые, багряные, оранжевые и сине-фиолетовые ягоды, приглашающие птиц к обеду. В высоком синем небе поплыли белоснежные облака. Яркое и ласковое солнце радостно осветило празднично украшенный лес!
Все замерли от восхищения, а Времена Года сказали: «Теперь и ты не уступаешь нам в красоте, а на короткий срок станешь прекраснее всех нас и назовешься «Золотой Осенью»!
Сказка была завершающим этапом после бесед, рассматривания картин, слушания музыки, творчества с природным материалом, которым осень щедро делится с нами.
1. Рисование «Осень в зеркале воды».
Материалы: лист бумаги формата А-4, акварель.
Во время рассматривания картин и фотографий осенних пейзажей, обратить внимание детей на то, что вода всегда не много темнее неба и деревья имеют одинаковую высоту на земле и в отражении в воде.
2. Аппликация «Осенние березки».
Материал: лист бумаги формат А-4, тонированный в голубой цвет; 3 листа, формата А-5 (половина альбомного листа) для стволов березок; круглый карандаш для сворачивания стволов из листов А-5, белые салфетки для создания листвы, путем отрыва и сминания; желтая гуашь, разведенная в воде для окрашивания листвы.
3. Коллективная лепка «Сказочный осенний лес».
Материал: пластилин, ватманский лист, рамка для картины.
Вся работа выполняется из тонко скрученных прямых «колбасок» пластилина, разложенных на заранее прорисованные контуры деревьев или «колбасок», свернутых «улитками», для создания листвы.
Литература:
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол. труды / Моск. Психол.-соц. ин-т. – М.: Воронеж: Ин-т прак. психол.; НПО «МОДЕК», 1995. – 352 с.