Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование вокально-хоровых навыков у детей с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 2023-10-31 22:28:50
Статью разместил(а):
Мочёнова Татьяна Юрьевна

Формирование вокально-хоровых навыков у детей с общим недоразвитием речи

Автор: Мочёнова Татьяна Юрьевна

ГБДОУ «Детский сад № 135 Выборгского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что преодолеть нарушение речи у дошкольников с общим недоразвитием речи возможно с помощью  музыки и пения, формируя вокально-хоровые навыки.

Ключевые слова: вокально-хоровые навыки, пение, дошкольники. 

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Наибольший процент детей, составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи. Нарушение речи можно преодолеть с помощью музыки, пения и движения. Пение полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос, помогает исправлять невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых. Работа над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи сегодня очень актуальна. 

Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому моя главная задача -  охрана детского певческого голоса. При подборе певческого репертуара обязательно учитываю певческий диапазон ребёнка и использую для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребёнка. Выяснив особенности певческого голоса детей, начинаю непосредственно работать над вокально-хоровыми навыками, к которым относятся певческая установка, дыхание, звукообразование, артикуляция, слуховые навыки и навыки эмоциональной выразительности исполнения.   

Под певческой установкой понимается положение, которое должен принять вокалист перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно. Предлагаю детям постоять в неудобной позе (согнувшись, подняв руки вверх или встав на одну ногу), чтобы они сами поняли, что долго сохранять такое положение неудобно. Перед началом пения напоминаю  детям о правильном положении корпуса упражнением «Сидит дед». Дети сидят, сгорбившись, и поют: «Сидит дед. Ему сто лет». Затем садятся прямо и весело поют: «А мы детки маленькие, У нас спинки пряменькие». 

Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые подразделяются на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку. Эти упражнения, помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.

Предлагаю упражнения для развития дыхания без звука: «Быстро — медленно» (для приобретения навыков спокойного и энергичного вдоха). Если педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным; если быстро — коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф». Ещё в работе над дыханием использую комплекс упражнений звуковой психорегуляции дыхания (по M.Л. Лазареву). Данный комплекс дыхательной гимнастики направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает дренаж мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Например: «Муха» (для стимуляции микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица). И.п.: стоя. Ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. После глубокого вдоха негромко произносится звук «в» до полного выдоха воздуха из легких. Повторить 4 раза. 

Работу над правильным звукообразованием выстраиваю на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. Назову некоторые упражнения, помогающие в этом. Пение с приставленной к уху ладонью. Слегка выгнутая ладонь с прижатыми друг к другу пальцами образует подобие раковины, которая ловит вибрации и помогает детям лучше услышать себя. Прием пения с ладонью можно использовать как в упражнениях, так и при работе над интонационно сложными фрагментами в песнях. «Колокол» пропеваем на одном звуке междометие «Бом! ... Бом! ...», долго протягивая звук «м». 

Пение с закрытым ртом помогает детям ощутить вибрацию губ, звук при этом попадает в верхний резонатор. «Звуковая дорожка» - на фланелеграф прикрепляю полоску бумаги («дорожка»), на нее выставляю изображения гласных звуков, которые дети пропевают. Они делают спокойный вдох, задерживают дыхание и ровно, мягко тянут гласный звук на одной ноте. Момент снятия звука показываю жестом, как бы ставя точку. Затем на дорожку ставлю следующую гласную. Данное упражнение помогает научить детей правильно формировать гласные, избавляясь от небрежного, крикливого их исполнения. 

Систематически использую в процессе пения вокально-артикуляционные упражнения, это один из эффективных методов коррекции речевых нарушений, цель которого — выработка четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата. Вокально-артикуляционные упражнения направлены на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции. Упражнение «Ручеек»: быстрые движения вправо, влево кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук, или звуки тонического трезвучия вниз, таким образом имитируя журчание веселого ручейка. Упражнение «Мотоцикл»: Заводим мотор (Р! Р! Р!). Поехали на мотоцикле (Р.. Р.. — пропевая глиссандо вверх и вниз). Мотоцикл уезжает все дальше и дальше (Р-р-рь... Р-р-рь... — затихая). 

Остановлюсь на некоторых играх и упражнениях на развитие выразительности. Этюды на звукоподражание можно соединить с движением, изображая повадки животных, движение волн, поезда, и т.д. Сначала дети показывают все вместе движения конкретного персонажа, озвучивая его, затем переходят к работе над этюдом, предполагающим наличие нескольких персонажей. Для этюдов можно подобрать музыкальное сопровождение. Использую этюды: «Стадо», «Зоопарк», «В джунглях», «На берегу моря», «Осень в лесу», «Зимние забавы». Проговаривание скороговорок  с разным выражением, например, «Про ворчливую Варвару»:  рассказываем так, будто любопытные соседки сплетничают, удивляются, возмущаются, просто сообщают новость, кричат, чтобы все услышали. 

Учитывая все возрастные физиологические особенности детского голоса обучение пению веду планомерно, постоянно, со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приемов усвоения того или иного навыка.           

В результате формирования вокально-хоровых навыков дети с нарушением речи стали чище интонировать мелодию, прислушиваясь к своему исполнению и исполнению других детей; изменилось качество дикции, артикуляции, выразительного исполнения пения; навыков хорового пения; детского песенного творчества. Считаю, что своими методами и приемами могу добиться того, что мои воспитанники смогут понимать прекрасное, совершенствовать свои певческие навыки, развивать музыкальный слух и голосовой аппарат, чувствовать потребность в эмоциональном общении, испытывать тягу к вокально-хоровому искусству. 

 

Литература: 

1. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М., 2010. 

2. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. – СПб.: Музыкальная палитра, 2005. 

3. Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. – М., 1993. 

4. Макарова Н.Ш. Значение голоса в развивающем обучении//Научно-методический журнал Логопед. – 2011. - №4. 

5. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. - СПб., 2006.

 

. . . . .