Развитие речи детей с использованием драматизации
Развитие речи детей с использованием драматизации
Авторы: Ткач Галина Ивановна
и Васильева Елена Владимировна
ГБДОУ "Детский сад № 23", Санкт-Петербург
Аннотация: В статье раскрываются особенности речевого развития детей дошкольного возраста посредством игр-драматизаций в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: развитие речи, дошкольники, игры-драматизации, обогащение словаря.
Игра-драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности.
В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» игры-драматизации дифференцируются в разделе игр, начиная со средней группы; причём они рассматриваются как средство воспитания, укрепления интереса к книге, а также как средство развития творческих способностей детей.
Игра-драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры. роли, поступки героев, их речь определяются текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила. Это же отличает игру-драматизацию от сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, где связь с тем или иным произведением менее устойчива и определена: возможно совмещение событий из разных литературных источников, введение новых действующих лиц, свободная передача содержания и т.д.
Однако, оба вида игр близки друг другу и по значению, и по характеру руководства ми.
Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильное чувство и переживания. Для игры нужно произведение с занимательно развивающимся сюжетом. В нём должно быть несколько «сквозных» героев наряду с героями эпизодическими, активно участвующих в происходящих событиях. Яркая, точная, конкретная характеристика их, служит основанием для создания образа. Необходимо и наличие диалогов.
Поэтому, при отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста прежде всего привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык.
Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения. Важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.
Особенно любят дошкольники народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка.
Целесообразно на первых порах отбирать для драматизации произведения, требующие ограниченных действий. Для детей средней группы хороши народные потешки, например, «Кисонька-Мурысонька», стихотворения советских поэтов – «Перчатки» С.Я. Маршака, «Где мой пальчик» П. Саконской и др.
Чувства, переживания, несложные действия этих произведений близки жизненному опыту детей, что облегчает проведение игры на первых порах.
Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно. Выбрав произведение для игры-драматизации, воспитатель несколько раз читает его детям, рассматривает с ними иллюстрации, беседует о прочитанном. Затем предлагает детям послушать данное произведение в записи на диске. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. Для углубления понимания произведений дети пересказывают прочитанное. В дальнейшем они упражняются в импровизации диалогов, но с детьми не следует разучивать текст, так как это затормаживает их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления. Если позволяет содержание произведения, следует провести рисование или лепку на данную тему.
Как правило, желание поиграть в героев понравившегося им произведения возникает у самих детей. Если же игра не возникает, воспитатель может предложить ее.
Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к тому, что надо делать, куда идти, какие слова говорить.
Воспитатель принимает участие в оговоре и подготовке игры, распределяются роли, отбирается речевой материал. Педагог обсуждает с детьми необходимые элементы костюмов, обстановки и помогает изготовить их.
Следует помочь детям в отборе выразительных средств, в правильной передаче образа: мимики, пантомимики, интонации. Прямое же обучение движениям или мизансценам делает игру нарочитой и искусственной. Отбор выразительных средств и приемов должен опираться на понимание детьми сущности образов и идей произведения.
Однако, при наблюдении за детьми в процессе игры, выявляется большой разрыв между интересными замыслами и их реализацией. Ребята подробно описывают своего любимого героя, дают ему точную характеристику, но в исполнении дети не могут передать тех качеств литературного героя, о которых сами с таким увлечением говорили. Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживаются по мере того, как дети приобретают необходимые навыки и умения: отчетливо говорить, регулировать силу голоса, высоту голоса, изменять темп речи, правильно ходить, бегать, прыгать, ловко и уверенно действовать.
Речевыми и двигательными умениями дети овладевают на разных занятиях, направленных на выполнение программы. И, конечно же, уровень способностей не может быть одинаковый, поэтому так важна индивидуальная работа с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской деятельности. Воспитатель учит детей, моделируя голосом, говорить громко, тихо, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Детям можно дать такие задания: передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки «Три поросенка» или же: представить, а затем показать, как умывается кошка, как тяжело и неуклюже передвигается медведь после зимней спячки, как бежит по лесу осторожная и хитрая лиса.
Практика показывает, что совмещение в игре речи и движений, речи и жестов сложно для дошкольников. Этому надо учить. Однако, следует отметить, что игра-драматизация у детей при наличии целенаправленной работы, появляется раньше, то есть, в младшем дошкольном возрасте. Как правило, малыши чаще повторяют именно те движения, которые были показаны воспитателем. Постепенно, при незначительной помощи педагога, они сами начинают драматизировать знакомые произведения (хорошо знакомые). Таким образом в младшей группе мы работаем над совершенствованием двигательных навыков.
В средней группе работа усложняется. Для игр-драматизаций берутся произведения с более широким содержанием, продолжая формировать у детей интерес к игре-драматизации. Воспитатель обращает на поведение героев, их действия. В средней группе мы продолжаем учить детей сочетать в роли движение и слово, развивать чувство партнерства.
В старшем дошкольном возрасте дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания образов героев произведений. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, пережить его чувства и выразить их в соответствующей форме. Дети сами выбирают действующее лицо, решают вопрос о ведущем, подробно уточняют возможные атрибуты, костюмы, декорации.
В старшем дошкольном возрасте мы учим ребят самостоятельно находить способы образной выразительности. Продолжаем развивать чувство партнерства.
В подготовительной к школе группе дети учатся самостоятельно выбирать сказку или другое литературное произведение для драматизации, распределять между собой обязанности. Решать, кому быть ведущим, самостоятельно обсуждать, какие атрибуты и декорации необходимы и подготавливают их. В процессе этой работы у детей появляется уверенность в своих силах. Они начинают творчески комбинировать и применять полученные знания, умения и навыки. Задача педагога в том, чтобы поддержать у детей интерес к будущему преставлению, своевременно и осторожно напомнить, подсказать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.
Следует отметить, что у старших дошкольников интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.
Игра-драматизация требует обдуманной организации детей. Обычно подготовка к игре захватывает всю группу. Детей следует делить на небольшие группы по числу персонажей, действующих в произведении. На каждую роль может выбираться несколько исполнителей. Игра проводится с каждым составом участников. Как показывает практика, этот способ удобен и рационален, способствует активизации детей. Одна группа действует, другие дети в это время следят за ними.
Чтобы повысить интерес к качеству исполнения роли, перед детьми следует поставить цель – подготовленную драматизацию показать родителям или детям другой группы. Дети должны принимать активное участие в изготовлении костюмов и различных атрибутов для игры.
Во многих играх-драматизациях необходима роль ведущего. Первое время эту роль берет на себя воспитатель, а затем передает ее детям. Очень важной проблемой в организации игр является привлечение пассивных и малоподвижных детей. Наиболее эффективным является прием введения таких детей в инсценировки младших по возрасту дошкольников.
Обычно игры-драматизации организовываются и проводятся с детьми во второй половине дня. Всегда работа по организации игр-драматизаций должна отражаться в календарном плане.
Часто игры-драматизации включаются в содержание детских праздников. Нередко игра принимает форму театрального представления для детей своей и других групп. Дополнительно к ней возникает своеобразная сюжетно – ролевая игра: на спектакль в кассе продают билеты, контролеры усаживают зрителей, в буфете посетителям предлагают мороженое, и т д. после многократного повторения дети начинают вносить в игру новые эпизоды. Постепенно игра-драматизация преобразуется в обычную игру.
Таким образом игра-драматизация – это эффективное средство для художественного, эстетического, нравственного, умственного и речевого развития детей. Игры-драматизации благоприятно воздействуют для формирования связной речи у детей дошкольного возраста. В ходе игр-драматизаций ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтоб его все поняли. У детей совершенствуется звуковая сторона речи, грамматический строй, активизируется словарь, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
Список литературы:
1. Дошкольная педагогика. под.ред. В.И. Логиновой, И.Г. Саморуковой.
2. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.
3. Зельманова Л.М. Детская риторика.
4. Белобрыкина О.А. Речь и общение.
5. Макарова Л.П. Театрализованные занятия для детей.