Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Музейное пространство ДОУ как эффективная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Дата публикации: 2023-11-04 16:15:42
Статью разместил(а):
Азарова Инна Петровна

Музейное пространство ДОУ как эффективная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Автор: Азарова Инна Петровна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 95», г. Воронеж

 

Аннотация: В данной статье  рассматривается роль мини-музея в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ведущая роль по приобщению дошкольников к истокам своей истории, традициям и культуре принадлежит музейной педагогике.

Ключевые слова: мини-музей, нравственность, патриотизм.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В настоящее время самый большой дефицит, который испытывает наше общество, несмотря на все программы и проекты его дальнейшего развития по пути обновления и становления, это духовный, нравственный человек. Мы очень мало говорим о вере, духовности и  нравственности. Современная Россия переживает один из сложных исторических периодов, когда материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, несправедливости, гражданственности.

Сохранить «человеческое» в наших детях, начиная с дошкольного возраста, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить правилам общения, умению жить среди людей - главные идеи воспитания  духовно-нравственных качеств личности.

Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении и в группе был создан и постоянно пополняется мини-музей, который является одной из интересных и эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста. Назначение мини-музея многогранно: это и художественно-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольников, обогащение предметно-развивающей среды, расширение кругозора и формирование у дошкольников представлений о музее, развитие познавательных способностей и проектно-исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.  

Работу с мини-музеем начинаем с детьми младшего дошкольного возраста. Здесь малыши знакомятся с детским садом, улицей, на которой они живут, воспитывается привязанность и любовь к своей семье. С детьми мы играем в сюжетно-ролевые игры: «Как я с мамой иду в детский сад», «Прогулка по улице, на которой живу», «Моя семья», «Прогулка в парк». Совместно с родителями оформили групповой альбом «Семейный альбом нашей группы», «Мой родной микрорайон».

Детей среднего дошкольного возраста знакомим с родным городом Воронеж, с их малой Родиной «От старины до наших дней». Дети знакомятся с историей нашего города «Воронеж - крепость на порубежье», с бытом, обычаями, традициями, природой земли Воронежской. Совместно с родителями были собраны экспонаты для выставки «Старинные предметы быта», «Игрушки-забавы», «Игрушки наших бабушек и дедушек»: куклы «Пеленашки», «Веснянки», «Кубышки-травницы», «Купавки». В музее представлен народный костюм Воронежской губернии. Работа в музее проходит по следующим направлениям:

Природа земли Воронежской

1. «Знакомьтесь, Воронежский заповедник!» - беседа с использованием видеофильма о заповеднике, его истории, основными обитателями, занесёнными в Красную книгу Воронежской области.

2. «Большое Воронежское путешествие» - беседа о Воронежской земле: заповедные места (Дивногорье, Каменная степь, Графский биосферный заповедник, Костомарово, Новомакарово и др.)

3. «Удивительный мир птиц» - рассказ о птицах разных стран и природных зон Воронежской  области, их образе жизни, повадках и охране. Беседа с демонстрацией слайдов, чучел птиц, видео- и аудиоматериалов.

4. «Подземная кладовая Воронежского края» - беседа о полезных ископаемых Воронежского края и их использовании в производстве.

История Воронежского края:

1. «Здравствуй, музей!» - первое знакомство с музеем и некоторыми страницами истории края.

2. «Как жили люди на Руси» - знакомство детей с образом жизни и занятиях людей.

3. «Расскажи про свой город» - дидактическая игра.

4. «Воронеж – исторический» - беседы об истории основания города, его назначении и развитии.

5. «Воронеж – колыбель русского флота» - истории строительстве флота Петром I на реке Воронеж.

6. «Воронеж - героический» - история героической обороны и освобождения Воронежа в годы Великой Отечественной войны.

7. «Воронеж – промышленный» - знакомство с промышленностью города Воронежа.

8. «Мой родной город» - лэпбук.

Культура и быт народа  Воронежского края:

1. «Из истории игрушки» - знакомство с музейной коллекцией народных игрушек, историей возникновения игрушки.

2. «Народный костюм Воронежской губернии» - история о народном костюме.

3. «Воронеж - культурный» - беседы о выдающихся деятелях культуры Воронежа К. Массалитинов, М. Пятницкий, М. Мордасова.

4. «Воронеж - литературный» - беседы о поэтах и писателях Воронежа: С.Я. Маршак, И.А. Бунин, А. Кольцов, И. Никитин.

5. «Архитектура Воронежа» - беседы об исторических строениях прошедших веков: Успенская церковь, гостиница «Бристоль», Покровский собор, театр оперы и балета и др.

6. «Путешествие в историю книги» - знакомство с музейной коллекцией старопечатных книг, учебников, детских книг.

7. «Золотой сундучок А.И. Корольковой» - сказки Воронежского края.

Наблюдая за работой детей в музее, можно сделать вывод, что деятельность ДОУ по приобщению дошкольников к культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности и патриотических чувств будет приоритетна во все времена, и эффективным средством патриотического и духовно-нравственного воспитания была и остаётся музейная педагогика. Именно музейная педагогика практически помогает в решении задач нравственно-патриотического воспитания, социально-коммуникативного развития и речевого развития детей дошкольного возраста.

В.Г. Белинский утверждал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

 

Список литературы:

1. Лихачев Д.С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — С. 159—173.   

2. Красильникова Л.И., Брянская Е.В. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2(37). – Новосибирск: СибАК, 2014.

3. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. Педагогический университет «Первое  сентября», 2010. 96с.

4. Васильева А.Д. Роль педагога в развитии речи детей в условиях мини-музея // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 222–226.

5. Суковская Г.З.  Музейная  педагогика. Организация воспитательно-образовательного процесса посредством создания мини-музеев. Апатиты, 2012. 15 с.

 

. . . . .