Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Алгоритмика в старшем дошкольном возрасте. Зрительно-моторная координация - первый шаг к алгоритмике

Дата публикации: 2023-11-07 22:13:58
Статью разместил(а):
Бирюзова Анна Олеговна

Алгоритмика в старшем дошкольном возрасте. Зрительно-моторная координация – первый шаг к алгоритмике

Автор: Бирюзова Анна Олеговна

ГБДОУ "Детский сад № 110 Фрунзенского района Санкт-Петербурга"

 

В программе к познавательному развитию детей много требований, и одно из них – это универсальные предпосылки к учебной деятельности. Т.е. нам нужно развить у детей такие ЗУН, что бы они в любой ситуации смогли задать правильный вопрос, подумать, где найти ответ и осуществить решение. Такими категориями учит мыслить алгоритмическое мышление.

Алгоритм - это последовательность команд, предназначенная исполнителю, в результате выполнения которой он должен решить поставленную задачу.

Но с чего начинается обучение алгоритмике? С умения видеть какую-либо последовательность. Выполнение действий по алгоритму формирует у детей основу совершенствования умений контролировать ход решения учебной или игровой задачи и способствует:

- упорядочению детского мышления, улучшению восприятия действительности через освоение последовательности, заданной в правилах выполнения определенных действий, что выражается в умении планировать свои действия;

- совершенствованию пространственной ориентировки детей, лучшему освоению ими правил дорожного движения, успешному осуществлению игровых и учебных действий;

- освоению детьми знаковых систем, схем, моделей, т.е. кодирования и декодирования информации, познанию логических связей между последовательными этапами какого-либо действия.

Анализ различных определений алгоритма позволил выделить компоненты алгоритмических умений:  

· постановка задачи, выделение проблемы;  

· определение исходной ситуации, исходных данных;  

· установление последовательности действий, шагов по ее выполнению;  

· достижение требуемого результата путем выполнения установленной последовательности действий.  

Следовательно, в процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников необходимо научить их:  

· выделять проблему, формулировать задачу, которую необходимо решить;  

· определять исходные данные и конечный результат;  

· разбивать сложные действия на элементарные составляющие;  

· представлять эти действия в виде строгой последовательности;  

· планировать свои действия;  

· строго придерживаться определенных правил, последовательности действий при достижении требуемого результата;  

· рефлексии, контролю своих действий;  

· коррекции;  

· выражать свои действия адекватными языковыми средствами. 

На этапе развития алгоритмических умений, еще в процессе бучения по программе Steam образования, мы столкнулись с таким понятием, как зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

Мы пришли к тому, что детям сложно глазами проложить путь робота, а потом его запрограммировать, что детям сложно одновременно читать инструкцию и собирать конструктор, что детям сложно соотносить несколько деталей вместе и собирать их в определенной последовательности. Они просто не могли соотнести предмет – картинку – действия своих рук. Это и стало основанием для более тщательного подхода к зрительно-моторной координацией детей.

Наша задача - научить детей видеть проблему и соотносить имеющиеся инструменты с путями их решения. Если в отношении программирования робота – это видеть траекторию и прокладывать маршрут, то в отношении лего-конструирования – это читать инструкцию и соотносить свои действия с ней, ну и позже конечно программировать свою постройку.

Перебирая методы и приемы обучения, мы вернулись к дидактическим играм и начали сначала. Игры подбирались на развитие алгоритмического, пространственного мышления, ритмического ряда, произвольного внимания, развитие межполушарных связей. В рамках этой работы так же была разработана игра «Цифропарк» - на развития именно алгоритмических умений.

Осуществляя работу по развитию зрительно-моторной координации у детей, параллельно вводились этапы освоения лего-конструирования, по принципу от простого к сложному, помня, что наша цель научиться ставить задачу, находить пути решения, решать и анализировать результат.

Лего – это конструирование с элементами изучения простых механизмов и робототехники. Когда мы говорим Лего, все представляют обычный конструктор, который есть у каждого дома. Но часто мы недооцениваем его потенциал, как и многих других игрушек. Ведь оказывается, главное просто правильно играть.

1. Для начала с деталями стоит познакомиться. Рассмотреть.

Как правило дети сразу кидаются строить, наша задача показать что каждая деталь, это не просто конструктор, это элемент будущего проекта, что элементы бывают разные и каждый в конкретном месте выполняет определенную задачу. Что больше подойдет для башни? А что для углов в доме или крыши? Как выяснить какая деталь длиннее, выше? (картинка)

Помогают обычные игры: продолжи ряд, чудесный мешочек, запомни и повтори узор и т.д.

Т.е. наша первая задача – привлечь внимание к деталям и дать понимания, что все сложное начинается с простого.

2. Дальше мы приступаем к разным формам организации обучения конструированию:

· По образцу – это прямая передача готовых знаний, умений и навыков. Это важный этап в обучении подбору и поиску деталей. А так же в обучении чтению схем.

· По модели – предлагается готовая модель, в которой вроде присутствует образец, но ее не разобрать, что бы точно посмотреть. Т.о детям предлагают задачу, но не предоставляют способа ее решения. Это эффективное средство активизации мышления.

· Конструирование по условиям – визуальных образцов не предлагается, даются технические характеристики. В процессе у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа создавать функциональный продукт. Это способствует развитию творческих навыков. (построй дом, что бы крыша не протекала; Построй машину в которую поместится вся твоя семья)

· Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам – это умение по любому, понятному чертежу или схеме создать продукт.

· Создание схемы или чертежа и конструирование по нему. Это то, над чем мы работаем сейчас. Дети стараются делать техническое задание и выполнять его.

Параллельно мы занимаемся элементами робототехники, вспоминаем и изучаем новые варианты программирования. Опираясь на схему, мы создаем робота и стараемся его запускать. Тут дети на наглядном примере учатся собирать, четко следуя инструкции и создавать программу для запуска робота. Т.е. выстраивать логически верную цепочку действий объекта для его функционирования. Таким образом, получается, что за учебный год, дети учатся анализировать техническую потребность, искать решение данной проблемы, самостоятельно создавать продукт по заданным условиям, самостоятельно создавать ТЗ и выполнять его, и конечно эксплуатировать и обыгрывать продукт своей деятельности.

Но все это возможно только при развитии зрительно-моторной координации и алгоритмических умений. Очень важно, что бы дети могли выделять главное, анализировать свои действия, работать на результат, а лего в данной ситуации выступает как автоматизация полученных ЗУН, это эффективный модулятор реальных проблемных ситуаций, чего так не хватает в обучении современным детям.

 

. . . . .