Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Работа с родителями в рамках применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Дата публикации: 2023-11-17 17:20:49
Статью разместил(а):
Батуева Маргарита Владимировна

Работа с родителями в рамках применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Авторы: Батуева М.В. и Рудых С.Г.

МБДОУ г. Иркутска "Детский сад № 41"

 

Актуальность.

Здоровье – духовное, нравственное, эмоциональное, физическое – это сложный процесс, где задействованы объекты психического и физического развития ребенка, его адаптационные возможности организма, социальная активность. Все эти условия создают определённый уровень не только физической, но и умственной  работоспособности.

В нынешних реалиях развития нашего общества наблюдается тенденция низкого состояния здоровья детей. Мы считаем, что оздоровление детей является одной из ключевых задач, стоящих перед нами.

Анализ работ исследователей данной проблемы, собственный опыт, показали, что дети в дошкольном возрасте способны заботиться о собственном здоровье. Но важно, соблюсти условия того, чтобы дети были не просто помещены в здоровье сохраняющую среду, но и сами бы могли сохранять, укреплять своё здоровье.

Одним из основных концепций работы нашего дошкольного образовательного учреждения является здоровьесбережение в ДОУ. Основой для разработки системы работы в данном направлении является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности). Данная работа направлена на формирование и сохранение у детей ценностей здорового образа жизни, воспитание интереса к физической культуре и спорту, через создание в дошкольном образовательном учреждении здоровьеразвивающей среды, которая обеспечивает взаимодействие всех участников педагогического процесса в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Наш детский сад явля­ется ядром по сохранению основы здорового образа жизни малышей. Сюда мы отнесём строгое соблюдение режима дня,  рациональное и сбалансированное питание, выполнение оптимального двига­тельного режима. Немаловажным фактором по укреплению и сохранению здоровья является закаливание, личная гигиена, отсутствие вредных привычек, и, конечно же – положительные эмоции.

Цель педагогического опыта: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья, используя нетрадиционные методы оздоровления дошкольников.

Задачи: обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата; оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка; привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды; расширить спектр средств и способов работы с родителями.

Гипотеза: если применять особые технологии физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития детей дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается во внедрении здоровьесберегающих технологий в повседневную жизнь детей, это сохранит и укрепит физическое и психическое здоровьеподрастающего поколения.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности - внедрении новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, которые ориентированы на выполнение главенствующей задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по отношению к ребенку –  это обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка детского сада. А также воспитание валеологической культуры, осознанного отношения к своему здоровью и жизни, формирование знаний о здоровье и умении оберегать, сохранять и поддерживать его. Создание условий, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Привитие у детей навыков оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. По отношению к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Наше дошкольное образовательное учреждение активно работает над задачей социального партнерства семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении и сохранении их здоровья, развитии творческого потенциала. Работа педагогического коллектива ДОУ направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей по вопросам развития ребенка, формирования здорового образа жизни. Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи где проводим разные мастер-классы и встречи с родителями по вопросам укрепления и сохранения здоровья. Также уделяем внимание повышению педагогической компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам посредством консультаций и бесед.

Считаем, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучения здоровому образу жизни.

Комплекс мероприятий, которые проводим в нашем учреждении:

- Гигиенические процедуры - умывание и обливание рук до локтя прохладной водой.

- Утренняя гимнастика является одним из основных условий укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, которое направлено на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка. Утреннюю гимнастику проводим ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут.;

- Двигательная разминка проводится в перерывах между образовательными деятельностями. Её цель – предупредить развитие утомления детей, снятие эмоционального напряжения в процессе занятий.  Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей;

- Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводим в любой удобный отрезок времени.

- Физкультминутки проводим в разнообразных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений). Длительность физкультминуток составляет 1-2 минуты.

- Гимнастика для глаз используется нами для снятия зрительного напряжения. Проводим также в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Гимнастика для глаз способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используем наглядный материал.

- Логоритмические упражнения представляют собой «Рассказывание» стихов с одновременными движениями. Данная практика вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образного мышления.

- Прогулка является одной из самых эффективных закаливающих процедур в повседневной жизни. Для того чтобы прогулка была результативной, постоянно меняем последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий.

- Подвижная игра - способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что также является важным моментом для приобретения ребёнком жизненного опыта.

- Контрастное воздушное закаливание - проводим в конце дневного сна.

- Бодрящая гимнастика после дневного сна является одним из направлений здоровьесберегающей технологии. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, под руководством педагога выполняют упражнения общеразвивающего воздействия. Бодрящая гимнастика выполняется из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.

- «Дорожка здоровья» - профилактика плоскостопия на массажной дорожке, состоящей из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5 мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

- Дыхательная гимнастика проводится в игровой форме. Для этого мы изготовили несколько пособий. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима система упражнений;

- Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.

- Сохранение психического здоровья детей, является одним из основных направлений здоровьесбережения. Поэтому в группе мы используем метод релаксации. Также в группе у нас создан уголок уединения, где ребенок, если он устал, или, если хочет побыть один, может уединиться в этом уголке. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в подавлении или искоренении эмоций, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в нашей работе мы используем упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Также используем для работы спокойную классическую музыку.

- Летний оздоровительный период представляет собой комплекс мероприятий, который направлен на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, где предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха;

- Взаимодействие с семьей включает в себя разнообразные формы оздоровительной работы. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонично развитой и здоровой личности. 

Таким образом, каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Заключение.

Внедрение здоровьесберегающих технологий показывает положительную динамику уровня развития детей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Мы также наблюдаем, что у детей появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее; улучшилась эмоционально-двигательная сфера ребёнка. За два года обобщения данного опыта прослеживается тенденция к снижению заболеваемости. Это очевидно по следующим показателям:

- количеству дней, пропущенных одним ребенком по болезни;

- по инфекционным заболеваниям;

- по количеству часто и длительно болеющих детей.

Анализ состояния здоровья детей показал, что скоординированная работа медицинского работника, педагогов и родителей способствует уменьшению числа случаев заболеваемости детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что только системный подход к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов.  Правильная организация здоровьесберегающей среды, а также применение на практике здоровьесберегающих технологий способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию. Работа по комплексному использованию здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников будет продолжена в дальнейшем.

 

Список литературы:

1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М.: Мозайка-синтез, 2016.

3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М.: ВЛАДОС, 2002.

4. Тарабарина Т.Н. Развитие ребенка. Ярославль: Академия развития, 2006.

5. Лобынько Л.В. Обеспечение здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - Мн.: Зорныверасень, 2006.

 

. . . . .