Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль сказки в жизни ребёнка

Дата публикации: 2023-11-25 22:10:11
Статью разместил(а):
Рогальская Екатерина Игоревна

Роль сказки в жизни ребёнка

Автор: Рогальская Екатерина Игоревна

ГБОУ "Школа № 98», Санкт-Петербург

 

Аннотация: Трудно переоценить значения сказок для воспитания ребёнка. При помощи сказки и ярких сюжетов, образов, детям гораздо проще усвоить жизненные ценности.

Ключевые слова: дети, сказки, понимание, добро.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.  

 

«Сказка – это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». В.А. Сухомлинский. 

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Вы спросите, почему именно сказка? Разве не лучше показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им поучительные и реальные истории «из жизни»? Невероятно, но сказка является таким же  необходимым этапом психического развития ребёнка, как, например, игра. А запретить детям играть не сможет ни один любящий родитель.

С чего начинается воспитание доброты у ребенка? В чём выражается доброта? Родители часто задаются такими вопросами. А главное - как воспитать доброту в малыше? Очень трудно рассуждать и приводить различные доводы на эту тему, не опираясь на его личный опыт, не узнав его мнения на этот счёт.

Изначально ребёнок узнаёт о том, что есть добро и есть зло на страницах сказок, в раннем возрасте. Он уже начинает понимать, что добрые поступки всегда вознаграждаются, а зло обязательно будет наказано. Именно так дети учатся быть добрее друг к другу, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Сказки прививают доброту, отзывчивость, взаимоуважение и любовь. У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка и у каждого она разная. А почему? В детстве мы видим первый слой, для нас он кажется самым понятным, а с возрастом, перечитывая её, нам открывается более глубокий смысл вложенного замысла в сказку. Чем короче сказка, тем больше она имеет объём вложенной в неё информации. И в некотором смысле сказки не менее поучительны и необходимы родителям, чем детям. Через сказку легче всего объяснить детям первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для симпатий ребёнка, для разграничения понятий добра и зла. Таким образом, сказка прививает добро. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания – не быть злодеем. Как пел сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот - трудно». Народные сказки являются поучительными, потому что несут в себе мудрость народа, которая передаётся из поколения в поколение, от предков к потомкам.

Воспитание у детей доброты начинается в семье. Важна сама атмосфера в доме. Стремление к доброте рождается во взаимоуважении, заботе, осознании ценности добра. Общаясь с ребёнком, никогда не забывайте подавать ему примеры доброты. Если ребёнок провинился, не стоит его сразу ругать за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», говоря: «Я сам!».

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Сначала - колыбельными, затем - стихами  и прибаутками. Слушая их, ребёнок, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. Родители очень рано начинают обучать детей, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Тогда как для дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, его развития чувств. Детская сказка – это одно из самых простых и доступных средств, для получения эмоций детей, которое во все времена использовали родители и педагоги. Никакие знания не должны опережать нравственного развития ребёнка!

Не пытайтесь заменить детям чтение сказок на просмотр мультфильмов. Детям важно живое, эмоциональное отображение сказки вашим голосом для вашего ребёнка, которое впоследствии влияет на его психологическое развитие. Даже при большой занятости найдите 15 минут вашего времени для чтения в кругу семьи или перед сном. Перед тем, как читать сказку, выберите ту, которая понравится и вам, чтобы ребёнок, слушая вас, был погружён в волшебство вашего голоса. Ведь если вы выберите совершенно новую незнакомую книгу, то можете неожиданно встретить в тексте непривлекательные и иногда неуместные фразы, которые нужно будет заменять другими мягкими словами, чтобы ребенок не почувствовал агрессии или различного негативизма. Например: « и разорвал его на маленькие кусочки …», или «у него от страха и испуга остановилось сердце …». Тяжело будет представить, что может присниться после такой сказки.

Лучше выбирать сказки поучительно-воспитательного характера. Выбирая детскую сказку, учтите особенности его психического развития. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках дети любят повторяющиеся оборотные сюжеты. Например, в таких известных нам сказках, как «Теремок», «Репка», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя», помогают детям запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен детям. Они ещё не умеют мыслить логически, и детская сказка не наставляет ребёнка напрямую. Она дарит волшебные образы, которые ему интересны, а жизненно-важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Более того, слушая сказки, ребёнок приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых  обстоятельствах, а это - основа для любой творческой деятельности.

Что же почитать ребёнку перед сном, спросите вы? Сказка или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать детей. В психологии даже есть отдельное направление – сказкотерапия. Основная её идея состоит в том, что ребёнок отождествляет себя с главным героем и живёт вместе с ним, учится на его ошибках. Дети примеряют на себя разные роли в своём воображении и учатся сочувствию, становятся более внимательными и усидчивыми.

И помните, прежде чем прозвучит волшебная сказка на ночь, пролистайте её сами ещё раз и убедитесь, что она короткая, простая и добрая. И несёт в себе именно ту идею, которую вы бы сами хотели донести до своего ребёнка.

 

Литература:

1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. 1945, г. Москва С 1969 — издательство «Педагогика».

2. Дошкольная педагогика. под.ред. В.И. Логиновой, И.Г. Саморуковой.  

 

. . . . .