Нетрадиционная техника рисования - пластилинография
Нетрадиционная техника рисования - пластилинография
Авторы: Корчигина Нина Александровна
и Балабанова Валентина Сергеевна
ГБДОУ "Детский сад № 53 Колпинского района Санкт-Петербурга"
Аннотация: В данной статье рассказывается о пластилинографии – нетрадиционной технике изобразительного искусства.
Ключевые слова: мелкая моторика, нетрадиционная техника изобразительного искусства, развитие творчества.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок." В.А. Сухомлинский.
В последние время всё больше внимание уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности ребёнка с учётом его способностей. Новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.
С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал как пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает о том, что пластилином можно рисовать. Заставить пальчики слушаться, укрепить мышцы кистей рук помогают такие интересные занятия как пластилинография.
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.
Опыт работы показывает, что многим детям проще работать именно в нетрадиционной технике. Ведь не каждому нашему воспитаннику дано овладеть кистью или ножницами; кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы, с трудом осваивает пространственные понятия. Использование «Пластилинографии» помогает детям развитию творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкус, также способствует снятию мышечного и психического напряжения. Пластилиновые картины способствуют развитию мелкой моторики, так как, создавая работу надо пользоваться таким «инструментом», как ладони и пальцы. Работая с этими материалами, применяя приёмы скатывая, прищипывая, надавливая пластилин, ребенок уже массажирует себе пальчики
При работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев. Совокупность этих фактов позволяет использовать в нашей работе эту методику.
Практика показала целесообразность использования этой методики в работе с детьми. Сама техника универсальна и используется в младшем и старшем дошкольном возрасте.
Необходимо помнить и о сложности выполнения «пластилинографии», цели и задачи должны соответствовать уровню развития ребёнка. Дети младшего дошкольного возраста, могут начинать выполнять пластилиновую картину с того, что начнут «Кормить цыплят» или красиво украшать «Осенние деревья», а детям 5-7 лет, это уже не интересно, им хочется выполнять работы посложнее, например: по сюжету сказки.
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника с удовольствием создавать свои первые рисунки.
Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики способствует развитию мозга ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Список литературы:
1. Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей». Москва, Издательство «Скрипторий», 2003г.
2. Г.Н. Давыдова «Пластилинография. Москва, Издательство «Скрипторий», 2006г
3. Е.В. Чернова «Пластилиновые картины», Издательство «Феникс», 2006г.