Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта

Дата публикации: 2023-12-05 18:15:28
Статью разместил(а):
Старыгина Марина Александровна

Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта

Автор: Старыгина Марина Александровна

ГБДОУ Детский сад № 55 Центрального района Санкт-Петербурга

 

Задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из ключевых целей в масштабах всей страны. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения, формирование ценностей здорового образа жизни в условиях образовательной организации определена в различных государственных документах, в том числе в Законе «Об образовании», Национальной доктрине образования  РФ, Федеральной целевой программе развития образования до 2020 года, «Профессиональном стандарте педагога дошкольного образования».

В настоящее время одной из важных задач развития нашей страны является сохранение и укрепление здоровья детей. Рождаемость уменьшается, смертность увеличивается, количество здоровых детей снижается. Поэтому необходимо укреплять здоровье подрастающего населения, формируя здоровый образ жизни.

Ребенок самостоятельно не может обеспечить себе образ жизнедеятельности, направленный на сохранение здоровья. Большую роль в здоровьесберегающей деятельности детей должны играть родители, воспитатели и специалисты по дошкольному образованию.

Можно отметить два направления использования таких технологий:

1) Формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье.

2) Организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.

Существует 3 группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровье сберегающих технологий:

Медико профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.).

Физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.

3) Валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры).

4) Валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников).

5) Здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Существуют различные формы организации здоровьесберегающей работы:

1. Физкультурные занятия.

2. Подвижные игры.

3. Дыхательная гимнастика (Система дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Рекомендуется проводить в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Занятия рекомендуется проводить ежедневно, длительность 3-6 минут.).

4. Пальчиковая гимнастика (Проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений: массаж, действия с предметами или материалами, пальчиковые игры. Занятия рекомендуется проводить ежедневно. Данная гимнастика способствует развитию: мелкой моторики рук, осязательных ощущений, координации движений пальцев и рук, творческих способностей дошкольников.).

5. Гимнастика для глаз (Система упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика необходима – для снятия глазного напряжения, предупреждения утомления, тренировки глазных мышц. Упражнения выполняются стоя, продолжительность 2-4 минуты.).

6. Физкультминутки (Кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.). Цель таких физкультминуток заключается в смене вида деятельности, предупреждении утомляемости, снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения, повышении интереса детей к ходу занятия, создании положительного эмоционального фона. Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или выполняются под музыку. Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети.

При этом проводятся:

1) Зарядка. Физические упражнения после дневного сна.

2) Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.

3) Физкультурные прогулки (в парк, на стадион).

4) Спортивные праздники.

5) Игротерапия (привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность проявить эмоции, переживания, фантазию, проявить свою индивидуальность, снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от страхов, стать увереннее в себе).

6) Ритмопластика (инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер).

Для успешной реализации задачи сохранения и укрепления здоровья детей педагог дошкольного образования должен обладать определенными знаниями и компетенциями. В частности педагог должен владеть информацией, касающейся здоровья человека (особенно детей), обладать знаниями и умениями по формированию здорового образа жизни, знать факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей.

Показателями личной готовности педагога являются: сформированность ценностно-мотивационной сферы, развитость личностных качеств, позволяющих активно вести здоровьесберегающую деятельность (умение управлять своим поведением, эмоциями, физическая готовность, чувство долга и личной ответственности за конечный результат), положительное отношение к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, стремление к совершенствованию уровня личной готовности вести здоровый образ жизни.

Необходимость создания сотрудничества и сотворчества во взаимоотношениях между руководством и педагогами в совместной здоровьесберегающей деятельности является необходимым условием повышения качества здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации.

Рост профессиональной компетенции педагога, адекватный меняющимся условиям деятельности и соответствующий тенденциям развития современного образования, обеспечивается методическим сопровождением, наполненным новыми методами, формами и технологиями.

 

. . . . .