Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Педагогические технологии в организации наблюдения за природой

Дата публикации: 2023-12-07 22:27:41
Статью разместил(а):
Смирнова Ольга Михайловна

Педагогические технологии в организации наблюдения за природой

Авторы: Смирнова Ольга Михайловна

и Шепель Марина Владимировна

ГБДОУ Детский сад № 130 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В данной статье рассмотрены развивающие задачи познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Описывается важность использования метода наблюдения в процессе исследовательской деятельности с объектами природы. Обобщены педагогические технологии организации наблюдения за природой, которые способствуют развитию активности, интереса детей, воспитывают ценностное отношению к природе, экологическую воспитанность.

Ключевые слова: экологическое воспитание, наблюдение, педагогические технологии.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В процесс экологического воспитания дошкольников входят такие виды деятельности, как как экспериментирование и практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающиеся наблюдениями. В процессе экспериментирования у детей формируется реалистическое представление о предметах природы и её явлениях.

В развитии ребёнка 5-7 летнего возраста происходят качественные изменения. Дошкольник способен более длительное время удерживать внимание, появляются устойчивое внимание и интерес, восприятие становится активным и целенаправленным. В процессе эксперимента дошкольник, на основе уже имеющихся представлений, выделяет существенные признаки предмета или явления, сравнивает их на начальной стадии и при завершении опыта, находит сходные и отличительные признаки, определяет причины изменения, делает выводы.

У старших дошкольников активно работает мыслительная деятельность – способны находить связи между некоторыми предметами и явлениями природы, активно ищут ответы на интересующие вопросы, проявляют самостоятельность и критичность при решении познавательных и практических задач. Задача педагога – помогать ребенку в процессе экспериментирования, точно и образно выражать в речи то, что дошкольник узнал, помочь выбрать соответствующие языковые средства.

В экологическом воспитании дошкольников важное место отводится методу, основанному на чувственном познании природных объектов. Правильная организации развития различных форм восприятия ребёнка формирует правильные представления о предметах живой и неживой природы.

Развитию наблюдательности как одному из средств интеллектуального развития личности ребенка придается огромное значение. То, насколько был побуждён интерес к окружающему миру в дошкольном возрасте, во многом определяет успешность в последующем школьном обучении.

Развитию у детей исследовательских умений, способствует наличие у них опыта самостоятельного осуществления познавательной и исследовательской деятельности. От ребёнка требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщать факты и явления и делать правильные выводы. Такой путь усвоение знаний требует от детей максимального эмоционального и нравственного напряжения и оказывает влияние на совершенствование познавательной мотивации.

Не менее важным являются организованные взрослым наблюдения, которые позволяют отчётливо представить отдельные свойства, стороны, особенности предметов и явлений природы. Наблюдения побуждают детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. В процессе происходит развитие логического мышления, расширение интересов, воспитание правильного отношения к объектам и явлениям природы, формируются определённые качества личности и духовный мир ребёнка.

Становлению ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, субъекта познания, способствует использование новых педагогических технологий в опытнической деятельности дошкольников. Все психолого-педагогические концепции ориентированы на развитие личностных качеств ребёнка. И в детском экспериментировании развитие личностных качеств должно занимать ведущее место.

Чтобы повысить мотивацию к исследовательской деятельности, поддерживать и развивать познавательный интерес к изучаемым объектам, задействовать чувственную сферу, нужно использовать разные типы педагогических технологий: личностно-ориентированную; развивающую; проблемную; игровую и др. Рассмотрим некоторые технологии.

Технология развивающего обучения составляет основу поисково-исследовательской деятельности, поддерживает и развивает творческие и коммуникативные способности воспитанников. К основным признакам развивающего обучения можно отнести:

· Проблемное обучение;

· Развитие различных видов мыслительной деятельности (наглядно действенной наглядно-образной абстрактно-теоретической практической);

· Специальное использование приемов мнемонической деятельности;

· Использование алгоритмических, эвристических приемов умственной деятельности;

· Применение наглядно представленных опор – условных знаков, символов.

Исследовательский экспериментальные виды деятельности активно сочетаются с принципами проблемного обучения. Процесс наблюдения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности ребёнка, развитие его мыслительных, творческих способностей и опирается на теорию развития изобретательских задач (ТРИЗ).

Игровые методы можно широко применять в исследовательской деятельности. К ним относятся: обучающие игры, игры поискового характера, познавательно-дидактические и состязательные игры. Игры и игровые элементы придают занятиям эмоциональную окраску, делают их интересными, содействуют интеллектуальному развитию воспитанников. Игры позволяют облегчить восприятие излагаемых исследовательских проблем и знаний.

Детское экспериментирование изменяет характер общения ребёнка со взрослым. Личностные и познавательные контакты начинают занимать значительное место. В экспериментировании ребёнок начинает уважать в себе и в других людях личность. В процессе коллективной практической деятельности взрослых и детей вырабатывается нравственно-психологической готовность к выражению сопереживания к людям, животным, растениям. Развивается способность ребёнка участвовать в общественной жизни формируются культура поведения.

Общаясь со взрослым, ребёнок узнает много нового, расширяет кругозор, уточняет свой личный опыт. Дошкольник выражает свое отношение к предметам, охране природы через свои высказывания, рассказы. После решения поставленной задачи, получения ответа на вопрос, ребёнок получает уверенность своих действиях, при этом, переживает положительные эмоции – удивление, радость.

Личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для формирования новых мотиваций, воспитания инициативных активных способных творчеству детей. При экспериментальной деятельности дошкольника, социальная позиция ребёнка в отношении взрослого строится по принципам: соучастие, сотрудничество в деятельности; создание положительного отношения и поддержка интереса детей к совместной деятельности; признание за ребёнком право на существование собственного мнения; стимулирование ребёнка к высказываниям; использование различных способов выполнения заданий на основе индивидуальных и возрастных особенностей детей; включение ребёнка в творческую деятельность и развитие его творческих способностей; построение обучения на игровых формах.

Данной технологии свойственно гуманистическое направление, доверительный тон в общении с детьми, создание ситуации успеха, поддержка со стороны педагогов. Участие ребёнка в наблюдениях решает и задачу воспитания чувства сопереживания, развивается интерес, теплое чувство к объектам природы. Педагог воспитывает в детях понимание уникальности природных объектов, важности и необходимости бережного отношения и заботы по отношению к ним. Например, дети бережно обращаются с растениями, экономно расходуют воду и пр. Дошкольники активно усваивают экологические правила, в основе которых заложены принципы ценностного отношения к природе.

Таким образом, использование различных технологий в организации наблюдений за объектами природы в детском саду, способствует: развитию познавательного интереса к объектам природы, развитию личностных качеств, умению ребёнка проявлять уважительное отношение к себе и другим, становлению субъектной позиции, воспитанию экологической культуры.

 

Список литературы:

1. Зебзеева В.А. Использование экологических факторов в наблюдениях детей дошкольного возраста за объектами природы / Зебзеева В.А. // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. - 2016. - Стр. 176-179.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

3. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 208 с.

 

. . . . .