Развитие певческого голоса у детей дошкольного возраста
Развитие певческого голоса у детей дошкольного возраста
Автор: Ворошилова Евгения Геннадьевна
ГБОУ Школа № 98 Калининского района Санкт-Петербурга, отделение дошкольного образования
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что адаптировала для детей дошкольного возраста фонопедичесий метод развития певческого голоса по системе В.В. Емельянова. Правила, соблюдаемые педагогом, дают хорошие результаты в работе с детьми. Публикация будет полезна педагогам, заинтересованным данным вопросом.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, в котором заключен огромный потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Очевидно воздействие пения и на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания, на что указывали в своих работах физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов.
Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.
Правильная поза при пении влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию слуха и голоса, улучшает детскую речь. Пение с движением формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Пение способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) и свойств личности: расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, речевого, голосообразовательного); развитию речи за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики).
Одним из реабилитационных средств речевого развития для детей, имеющих различные нарушения речи, является пение. Занимаясь с детьми пением, мы развиваем музыкальные способности, формируем основы певческой и общей музыкальной культуры, способствуем духовному развитию, осуществляем оздоровление детей, укрепляя и развивая резервы организма.
Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по развитию детского певческого голоса. И работу эту необходимо начинать с детьми в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.
В.В. Емельянов предлагаем фонопедический метод развития голоса. Автор разработал систему упражнений, способствующих развитию здорового, сильного и выразительного голоса, а так же его совершенствования. Термин «фонопедический» имеет цель подчеркнуть общеобразовательную и профилактическую функцию метода. Система по развитию певческого голоса адаптирована для детского сада.
Цель работы предполагает развитие певческого голоса дошкольника через решение следующих задач:
- развивать артикуляционный аппарат,
- формировать певческие умения и навыки, певческую окраску голоса, большую динамику и диапазон;
- развивать навыки сольного пения;
- способствовать оздоровлению детей средствами музыки.
В работе с детьми используются следующие принципы:
- систематичности и последовательности;
- единства диагностики и коррекции;
- учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
- творческой активности.
Содержание работы включает: артикуляционную гимнастику, интонационно-фонетические упражнения, голосовые сигналы доречевой коммуникации, упражнения для грудного регистра детского голоса, упражнения на переходе из грудного регистра в фальцетный. Игровой материал учитывает интересы и возможности детей.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению. Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:
- улучшения подвижности органов артикуляции;
- увеличение объёма и силы движений;
- выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале: «Прикуси язык», «Покажи язычок», «Секрет во рту», «Солнышко», «Покусай губу», «Рыбка», «Обиделись», «Обрадовались», «Лёгкий массаж лица», «Сморщенный нос», «Неприятное удивление», «Сильные мышцы лица», «Качели». В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.
Интонационно-фонетические упражнения помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. Упражнения: «Произнеси согласный» (используем активизацию через работу кистей рук), «Канючим» (эмоционально-образное задание для детей состоит в настойчивом «выпрашивании» чего-либо и радостном восходящем возгласе при неожиданном получении просимого), «Вопрос-ответ» (в эмоциональном отношении в упражнении присутствует удивлённый вопрос – недоумение – восходящая интонация и ответный возглас облегчения – нисходящая интонация; при работе используется схема), «Страшная сказка» (упражнение имеет такое название, т.к. последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдофразы, гласные произносятся без видимых движений губ и челюсти), «Бронтозаврик» (предложить детям нарисовать голосом бронтозавра при помощи разных регистров и разных гласных, разной звуковысотности и разной силы звука; цель упражнения – установление связи голосообразующих движений с объёмно-пространственными представлениями; при работе используется рисунок-схема с изображением бронтозавра, движение голоса указано стрелками.)
Голосовые сигналы доречевой сигнализации: «Согрей ручки дыханием», «Волна», «Волна с воем», «Произнеси звук «А» - шёпотом, звучно», «От шёпота до крика», «Крик». Эти упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном незамаскированном эстетической обработкой виде.
Упражнения для грудного регистра детского голоса: «Едем на автомобиле», «Прятки», «Шип-голос» развивают активный фонационный выдох, тренируют внутреннюю выдыхательную мускулатуру.
Упражнения на переходе из грудного регистра в фальцетный: «Зубы на зубы», «Уточка», «Сирена» развивают активный фонационный выдох, тренируется внутренняя дыхательная мускулатура. Вся артикуляция должна производиться за счёт движений мускулатуры языка и глоточных полостей.
Заключительная диагностика показывает значительное повышение музыкальных способностей детей и их речевого развития, улучшение дикции, расширение певческого диапазона голоса, улучшение окраски голоса. Дети успешно и с удовольствием выступают в детском саду и на сценах города. Занимаясь с детьми пением, мы способствуем успешной социализации их в обществе.
Литература:
В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. 3-е изд.,испр., - СПб.: Издательство «Лань», 2003.