Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Сплочение детского коллектива через использование игровых форм работы

Дата публикации: 2023-12-09 08:29:01
Статью разместил(а):
Худякова Надежда Владимировна

Сплочение детского коллектива через использование игровых форм работы

Автор: Худякова Надежда Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 95 комбинированного вида», г. Красноярск

 

Аннотация: Материал, предоставленный в статье, - это собственный педагогический опыт, который используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Применение игрового подхода с использованием  нестандартного игрового оборудования в ходе совместной деятельности способствует полноценному общению детей, сплочению детского коллектива, установлению дружеских контактов между детьми.

Ключевые слова: игра, детский коллектив, нестандартное оборудование, дошкольники.

 

Наибольшую часть своего времени дошкольник проводит в детском саду, в детском коллективе. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным временем для установления дружеских контактов между воспитанниками, освоения ими социальных норм. Доброжелательность друг к другу, взаимное уважение, чувство удовлетворения от совместной работы являются важным условием дошкольной образовательной среды. Важно не упустить этот период в жизни ребенка, сформировать  дружный, сплоченный коллектив, в котором  детям  будет комфортно расти и развиваться.

Впервые поступая в детский сад, дети примеряют на себя новую социальную роль – воспитанника детского сада, и, как правило, у детей возникают проблемы взаимоотношений. Ребята испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами. Не умеют договариваться, ссорятся, не слышат друг друга. Что нужно делать педагогу, чтобы процесс установления сплоченных, дружелюбных взаимоотношений между сверстниками был более продуктивным?

Для решения этой проблемы нами была поставлена цель - создать определенные условия для сплочения детского коллектива посредством использования игр с нестандартным игровым оборудованием. Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, не было сомнений, что забавные игры с использованием нестандартного оборудования вызовут у детей интерес.

Работу в данном направлении мы начали с подбора игр и подручного материала. При выборе игр учитывали возраст детей, особенности данной возрастной группы. На данном этапе, мы ознакомили родителей с темой нашей работы и обратились к ним за помощью в сборе необходимого материала. С помощью собранных подручных средств, в творческой мастерской группы мы с детьми изготовили игровой материал. Игровое оборудование, которое мы сделали своими руками, привлекло внимание детей и вызвало интерес к манипуляциям с ним. Дети с удовольствием включались в совместную творческую деятельность, чувствовали свою причастность к общему делу.

На начальном этапе целенаправленной работы по развитию навыков сотрудничества, мы использовали такие игры на знакомство, как «Круг имен», «Доброе пожелание», «Комплименты». Данные игры помогли детям познакомиться друг с другом, запомнить имена. Немаловажным условием развития коллектива  связано не только с применение игр, но и с накоплением и укреплением традиций. Так, в нашей группе появилась новая традиция «Утро приятных встреч», когда мы все собираемся в круг, приветствуем друг друга, делимся впечатлениями, обсуждаем планы на день. Данный режимный момент помогает создать положительный эмоциональный настрой на весь день, развивает коммуникативные навыки общения между сверстниками. Так же, в группе появилась новая  культурная практика - игровой час «Мы вместе, и это здорово!». Раз в неделю в группе проходит организованная игровая деятельность, в ходе которой воспитанники учатся работать в команде, договариваться, принимать групповые решения, и просто получают удовольствие от совместной игровой деятельности, в ходе которой у ребенка появляется возможность выплеснуть свои эмоции, насытиться общением со сверстниками.  

Также мы учли, что развитию сплоченности коллектива способствуют не только игры, но и любая совместная деятельность, которая направлена на достижение общих целей. Наряду с играми, мы проводили воспитательные беседы о дружбе, викторины «Давайте жить дружно», упражнения «Узел дружбы», «Водяной», «Дотронься до …».

Следующим этапом работы, с учетом принципа усложнения, стало применение в организованной деятельности игрового материала, постепенный переход от простых игр к более сложным. Такой переход способствовал  развитию у детей самоконтроля, взаимопомощи, формированию коммуникативных навыков и умения договариваться, действовать сообща. Когда дети научились играть в парах, договариваться между собой, мы перешли к более сложным играм в небольших подгруппах и в целом коллективе сверстников.

В ходе плодотворной работы над сплочением детского коллектива, предметно-развивающая среда группы пополнилась интересными, разнообразными играми. Дети свободно выбирали себе занятие, самостоятельно создавали объединения сверстников, придумывали новые правила готовым играм и новые игры, с новыми правилами. Была создана картотека игр на сплочение детского коллектива (Приложение 1)  

Данные игры, имеют ярко выраженный эмоциональный характер, способствуют не только сплочению детей, но и развивают двигательную активность, смелость, находчивость. Такие игры можно проводить не только в условиях детского сада, но и рекомендовать родителям для проведения в домашних условиях.

Как организованная, так и самостоятельная игровая деятельность с применением нестандартных игр положительно влияют на настроение детей. Каждый прожитый день в детском саду становиться более интересным и запоминающимся, и радостным. Игра - это одно из любимейших занятий дошкольников нашей группы, объединяющих вокруг себя семью, ребенка и детский сад.

 

Список литературы:

1. Воробьёва М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. 

2. Смирнова О.Е., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.

Приложение 1. Картотека игр на сплочение детского коллектива.

Игры в парах:

«Строим башню»

Оборудование: картонные стаканчики, резинка, веревка. Описание: два игрока садятся друг напротив друга. Каждый игрок берется за края веревочек двумя руками. Задача игроков, натягивая веревочки растянуть резинку, и взять стаканчик – перенести стаканчики, составив их в форму башни.

«Прокати мяч»

Оборудование: картонные стаканчики, теннисные шарики. Описание: два игрока садятся друг напротив друга. Перед каждым игроком стоят в линию по четыре картонных стаканчика. У одного из игроков под каждым стаканчиком находится теннисный шарик. Задача игрока – прокатить шарик другому участнику, а тому поймать шарик, и спрятать под стаканчик.

«Цветные шарики»

Оборудование: палочки для мороженного, картонные стаканчики, шарики для сухого бассейна, обруч, контейнер. Описание: два игрока, с помощью стаканчиков, прикрепленных к палочке, берут шарик из обруча, и перекладывают его в контейнер.

Упражнение «Зеркало»

Описание: игра проводится в парах. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны и т.д, другой – «зеркало» первого. Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Через несколько минут воспитатель предлагает детям поменяться ролями

«Сбей шарик»

Оборудование: картонные стаканчики, шарики для сухого бассейна, веревка, резиновый мяч небольшого размера. Описание: игра проводится в паре. Каждый участник держит в руках веревку, посередине, которой привязан резиновый мячик. Задача игроков сбить шарики, которые лежат на дне стаканчика.

Игры в малых подгруппах:

«Передай, не урони!» 

Оборудование: труба полипропиленовая, картонный стаканчик, шарик для бассейна. Описание: Дети встают друг напротив друга наискосок. У каждого игрока в руках трубка, на конце которой прикреплен картонный стаканчик. Задача игроков - передать шарик друг другу, не уронив его. Последний участник кладет шарик в стоящий на полу стаканчик.

«Веселый мяч»

Оборудование: мяч, коврики для фитнеса. Описание: дети ложатся рядом друг с другом на спину, ноги подняты вверх. Первому игроку дается мяч, его задача передать мячик следующему игроку, при помощи ног, и так по цепочки

Игры всей группой

«Радужный парашют»

Оборудование: круг из ткани диаметром 2 метра Описание: Вариант 1. Дети стоят в кругу, и держат в руках парашют, на котором лежат воздушные шарики. На счет раз, два, три, подбросить полотно, так что бы шарики высоко взлетели. Вариант 2 Описание: Дети стоят в кругу, держат в руках парашют. Проговаривая слова начинают двигаться по кругу, с замедлением и ускорением, например, в карусели. Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом, всё бегом-бегом-бегом! Погодите, не спешите, карусель остановите!

«Делай, как я!»

Описание: Все дети стоят в шеренге, смотрят в затылок друг другу. Первый участник, стоящий в конце, придумывает движение, дотрагивается до плеча второго игрока, тот поворачивается к нему лицом, и первый участник показывает придуманное движение второму игроку, тот третьему, и так до конца цепочки. Последний участник показывает движение, что он увидел. Дети сравнивают изначальное движение и последнее.

«Паутинка»

Оборудование – клубок ниток Описание – Дети садятся на стульчики в круг. Первый участник берет в руки клубок, наматывает нитку на запястье, называет свое имя, и имя того, кому он дальше бросит клубок (не рядом, а напротив). Остальные делают тоже самое, пока клубок не побывает у всех.

«Веселые стаканчики»

Оборудование: картонные стаканчики Описание: Дети сидят на полу по кругу, перед ними цветные стаканчики. Левую руку прячем за спиной, правой передаем стаканчики по кругу вправо со словами: «Бе-рем, От-да-ем!». Далее, порядок движений усложняем: Хлопнуть два раза, взять и передать стаканчик вправо: «Хлоп, хлоп, берем, отдаем». Усложняем: Хлопнуть два раза, ударьте по дну стакана три раза правой рукой : «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, берем, отдаем».

 

. . . . .