Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Активизация познавательной деятельности дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством

Дата публикации: 2023-12-11 00:05:27
Статью разместил(а):
Шульгина Лилия Алексеевна

Активизация познавательной деятельности дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством

Автор: Шульгина Лилия Алексеевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №95», г. Воронеж

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о роли устного народного творчества в активизации познавательной деятельности дошкольников. Автор делится опытом использования дидактических игр, изготовленных своими руками, в процессе ознакомления детей с устным народным творчеством.

Ключевые слова: устное народное творчество, познавательная активность, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

                                                                                                      

События, происходящие в текущий момент в политической, экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего самостоятельно мыслить и принять решение, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к выбору содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское устное народное творчество. В последние годы, параллельно с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Тем более, что в ФГОС одними из основных требований к содержанию образовательной программы в дошкольном возрасте являются формирование уважения к ценностям традиционной культуры своего народа, владение элементарными этнокультурными представлениями.  

Художественное слово народного творчества сопутствует ребенку намного раньше того, как он научится говорить и удерживать в руках предметы. С рождения ребёнок слышит колыбельные песни. Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.  

Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок и потешек, и заканчивая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей. Знакомство с ними обогащает его чувства, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Особо хочется выделить (и тут трудно переоценить) роль сказки для формирования будущей личности. Сказки – настоящая сокровищница народной мудрости, подлинные образцы языка народа. В них отображаются и сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Познавая окружающий мир посредством устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения.

По своему содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. Сказка вызывает  любовь и интерес своей яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки. Познавательные сказки о труде, о вещах, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу, любить свою Родину. Сказки развивают личность ребенка, учат мечтать.

Одной из основных задач деятельности воспитателя заключается в активизации познавательной деятельности, познавательной самостоятельности ребенка. В работе с детьми раннего дошкольного возраста перед воспитателем стоит ряд задач для необходимой адаптации ребенка в детском саду, так как ребенок скучает по своей семье и плохо идет на контакт. В этот период одним из основных помощников для педагога является устное народное творчество.

Поговорками и припевками с давних времен пользуются для установления с малышами контакта, нормализации атмосферы в детском коллективе. Большое значение имеют игры-драматизации по русским народным сказкам. Чтобы преодолеть робость, проявления тревожности, заинтересовать и вызвать у ребёнка доверие, желание контактировать с взрослым  придумала и изготовила дидактическое пособие "Театр-фартук "Теремок". Поле фартука – декорация, к которой с помощью ленты «липучки» прикрепляются персонажи русских народных сказок, изготовленные из фетра. Фартук надевает педагог, а дети могут передвигать персонажей сказок, манипулировать героями по ходу воспроизведения сюжета. Пособие - многофункциональное. Элементы декорации трансформируются, дети имеют возможность разыгрывать несколько сказок («Колобок», «Теремок»). Также можно использовать фартук для отгадывания загадок. Отгадываемый персонаж при верном ответе появляется из кармана-«теремка».

В работе со старшими дошкольниками также постоянно обращаюсь к устному народному творчеству, что обусловлено к тому же темой моей проектной деятельности «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем». Стараюсь соединить сказку и игру для максимального достижения воспитательно-образовательных целей. Использую дидактические игры («Добрые и злые герои», «Угадай сказку», «Кому из персонажей принадлежит предмет», «Конструктор сказок», «Волшебник злой – волшебник добрый»). Старшим дошкольникам нравится разгадывать кроссворды, сказочные ребусы, получать сюрпризы за их решение.

Ещё одна изготовленная своими руками  игра – «Кто что делает?» представляет собой фетровые фигурки бабушки, дедушки, мальчика и девочки в традиционной русской народной одежде. Каждая фигурка по бокам имеет два круглых отверстия для пальчиков ребёнка. Каждому персонажу предназначено орудие труда – пила, топор, метла, ведро, «тесто» (кусочек пластичной массы). В ходе игры ребёнок выбирает для своего персонажа орудие труда, его пальчики имитируют «руки» фигурки и её трудовые действия (рубит, месит тесто, пилят, несёт воду, подметает). Игра иллюстрируется народными потешками и поговорками, вспоминаем сюжеты сказок, где героям приходилось трудиться.

Ребенок лучше запоминает то, что находится вокруг него, что он видел, чем играл, нежели то, о чем ему рассказывали. «Память ребенка – это его интерес», - говорят психологи. Познавательно-исследовательская деятельность активизируется и в тех случаях, когда дети испытывают положительные эмоции, такой вариант ознакомления  с устным народным творчеством, со сказкой, с «ожившими» её красочными персонажами в наибольшей мере активизирует познавательную деятельность детей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод  о необходимости использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для активизации познавательной деятельности, развития творческой активности детей. Причём наиболее успешно эти процессы осуществляются в том случае, когда педагог берёт к себе в союзницы игру, которая, как известно, является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста.

 

Список литературы:

1. Аникин В.П. Детский фольклор: Русское народное творчество. – СПб.: Просвещение, 2009. – 190с.

2. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб.: ООО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010. – 160с.

3. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание – 1990 - №7.

 

. . . . .