Значение занятий с песком в ДОУ
Значение занятий с песком в ДОУ
Автор: Бурковская Ольга Николаевна
МБДОУ «Детский сад № 19», г. Артем, Приморский край
Аннотация: В статье рассказывается об особенностях работы с песком, что он развивает в детях.
Ключевые слова: игры с песком, дошкольники.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Песочная терапия — это одно из направлений арт-терапии, включающее все занятия, связанные с песком:
- сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры с обычным песком;
- проективные игры в юнгианской песочнице, направленные на диагностику, коррекцию, носящие терапевтический эффект;
- песочная анимация на специальных столах с подсветкой;
- создание картин композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка, круп, природного материала;
- лепка различных фигурок и формочек, конструирование построек и целых песочных городов из кинетического песка.
Ведущей целью песочной терапии является создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка.
Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития:
Игровое:
- театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;
- сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;
- дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.
Эмоционально-психологическое:
- стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;
- приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
- формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
Сенсомоторное:
- знакомство со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;
- развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма);
- формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза;
- развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, совершенствование пространственной координации в процессе моделирования и конструирования игровой площадки.
Познавательное
- формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях;
- овладение первичными навыками счёта и измерения.
Речевое развитие:
- обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;
- развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком;
- формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;
- совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.
Художественно-эстетическое — стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством:
- рисования на песке;
- технического и художественного конструирования из кинетического песка.