Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности речевого развития дошкольников 3-4 лет

Дата публикации: 2023-12-29 17:50:55
Статью разместил(а):
Кислер Светлана Александровна

Особенности речевого развития дошкольников 3-4 лет

Автор: Кислер Светлана Александровна

МБ ДОУ «Детский сад № 37», г. Новокузнецк

 

Аннотация: В этой статье идет речь об особенностях развития речи младших дошкольников, о влиянии окружения на становление речи.

Ключевые слова: развитие  речи, дошкольник, речь.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Речевое развитие дошкольника играет незаменимую роль в его взрослении. С помощью речи ребенок  получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ему закрепить в сознании результат предметной деятельности, дети приходят к восприятию и использованию образов. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются в его поведении, а также деятельности в различных его формах. Для дошкольников в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают мир, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Становление речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка. Ребёнок в процессе взаимодействия с окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления. Постепенно происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают: не важно сказки это или рассказы. Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Они больше говорят для себя, используя повторения и монолог. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Речь - главная социальная функция. Она не зависит только от  биологических предпосылок. Необходимость в речевом общении вырабатывается в жизненной практике и зависит от взаимодействия ребенка с социальным окружением. Чем лучше развит активный словарный запас, тем грамотнее речь, активнее проявляется стремление к познанию окружающего мира. Совершенствуются психические познавательные процессы — внимание, память, мышление.

Чтобы речь ребенка улучшалась, необходимы благоприятные условия. Ведущую роль занимают взрослые: родители, родственники, воспитатели в детском саду. Одним словом, те люди, в окружении которых он находится. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают, сколько времени уделяют общению и зависят успехи малыша в усвоении языка. Большое значение имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, отношение взрослых, уход, воспитание и активность ребёнка в различных видах деятельности. Если провести сравнение в развитии речи ребенка каким он был год назад, и каким стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки меняются кардинально. В активном словаре количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом ребенок переходит на новый уровень речевого развития.

Рассмотрим развитие речи у детей 3-4 лет. Как правило, к этому времени дошкольник почти усваивает родной язык. Активный словарь увеличивается до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, то в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысячи слов. Быстро улучшается и звуковое оформление слов, фразы становятся более развёрнутыми. Тем не менее, не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо: нарушено произношение звуков.

Наиболее типичными ошибками являются пропуски и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры. Речь детей в возрасте 3-4 лет однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени, понятие о прошлом, будущем ограничено. В этом возрасте появляется особый интерес к словам. Дети пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова. Их привлекают звуковое оформление слов, некоторые пытаются исправлять плохо говорящих сверстников, хотя и не могут достоверно определить, какой звук в слове произнесен неправильно. В этом возрасте дети еще не могут самостоятельно определить из каких звуков состоит слово, установить их последовательность, разложить слово на части.

Огромная роль в развитии и становлении речи детей 3-4 лет отведена именно родителям. Необходимо учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего ребенка проблемы в развитии речи и некоторое расхождение с нормами, не стоит сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Тем не менее, оставлять без внимания этот вопрос нельзя не стоит. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях: словотворчество,  формирование словарного запаса, развитие умений словесного описания. В общении с ребенком родители способны употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие значительно расширит активный словарь дошкольника. Взрослые могут рассказывать истории и описывать происходящее ребенку, тем самым подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг.  

Содержание деятельности ребенка усиливает взаимосвязь речевого развития. Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог: ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.

При игре со сверстником, происходит обмен информацией: если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и ограничивается только ролевым участием, то становясь старше, дошкольники часто используют объяснительную речь. Объяснительная речь находит свое развитие, когда дети  договариваются о правилах игры или слаженных действиях.

Для развития речи детей младшего дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи.  Для стимулирования развития связной речи, помогает такой прием, как разговор по телефону. Данная ситуация общения побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом и эмоциями.

 

. . . . .