Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2024-01-16 22:27:32
Статью разместил(а):
Куприянова Анастасия Владимировна

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Автор: Куприянова Анастасия Владимировна

ГБДОУ Детский сад № 145 Московского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: Развитие мелкой моторики рук является важным аспектом развития детей дошкольного возраста и способствует развитию их речи. Через игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, ребенок тренирует координацию движений и точность пальцев, что влияет на его способность контролировать и управлять речевым аппаратом.

Ключевые слова: развитие мелкой моторики, развитие речи, дети дошкольного возраста.

 

Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития ребенка, когда формируются основы его физических, познавательных и социальных навыков. Одним из важных аспектов этого процесса является развитие мелкой моторики рук – способности контролировать и управлять движениями пальцев и рук. Интересно отметить, что развитие мелкой моторики рук может оказывать значительное влияние на развитие речи у детей дошкольного возраста. В данной статье мы рассмотрим взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и развитием речи у детей дошкольного возраста, а также методы и средства, способствующие этому развитию.

Мелкая моторика рук представляет собой способность контролировать движения пальцев, кистей и рук. Это включает в себя такие элементарные действия, как сжимание и разжимание кисти, точные движения пальцев, координирование движений рук и пальцев и т.д. Развитие этих навыков является важным этапом в развитии моторики ребенка, поскольку она оказывает влияние на его умение писать, рисовать, играть на инструментах, строить конструкции и выполнять множество других активностей.

Развитие мелкой моторики рук имеет тесную связь с развитием речи. Дело в том, что для формирования и произношения звуков необходимо контролировать работу речевого аппарата, что включает в себя пальцы и руки. Например, для правильного произношения звуков "ш", "щ" и "ж" требуется контролировать движение языка и губ, что, в свою очередь, зависит от развития мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики рук также способствует формированию у детей навыков графической деятельности, то есть умения писать и рисовать. При выполнении письменных заданий ребенок тренирует двигательные навыки и улучшает координацию движений. Это позволяет ему контролировать силу нажатия на карандаш или кисть и управлять движением руки по бумаге. В свою очередь, развитие графической моторики способствует усвоению навыков письма, которые являются одним из важных компонентов развития речи у детей.

Мелкая моторика рук является неотъемлемой частью игровой деятельности детей. Во время игры, особенно таких видов, как конструирование, лепка из пластилина, вырезание и склеивание, ребенок учится контролировать движения пальцев и рук. Такие игры стимулируют развитие мелкой моторики и способствуют складыванию сложных пазлов и конструкций, формируя у ребенка логическое мышление и пространственное представление, что также оказывает положительное влияние на развитие речи и общую познавательную активность.

Методы, направленные на развитие мелкой моторики рук, могут включать в себя различные упражнения и игры. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, могут включать в себя творческую деятельность, такую как рисование, лепка, вырезание и склеивание, а также игры с мелкими предметами, например, сортировка, счет и шнуровка. Эти упражнения способствуют формированию пальцевой хватки, улучшают координацию движений и развивают силу рук.

Одним из эффективных методов развития мелкой моторики рук является игра с конструкторами и пазлами. Конструирование и сборка разнообразных деталей требуют точности движений пальцев и рук, поэтому ребенок, занимающийся такой игрой, тренирует мелкую моторику и улучшает координацию движений. Это важно для развития речи, так как контроль движений является необходимым для формирования и произношения звуков.

Важным средством развития мелкой моторики рук и развития речи является работа с различными материалами, такими как пластилин, мозаика, аппликации. Моделирование из пластилина, создание рисунков из мозаики или аппликаций требуют умения манипулировать небольшими предметами и контролировать движения пальцев. При работе с такими материалами дети могут рассказывать о своих действиях и описывать свои творения, что также способствует развитию речи.

Развитие мелкой моторики рук и речи можно также стимулировать через игры со словами и звуками. Например, игры с подбором слов, начинающихся на один и тот же звук или игры, где ребенок должен повторять и дополнять фразы, помогут ему развить фонематический слух и координацию речевого аппарата.

Развитие мелкой моторики рук также способствует развитию внимания и концентрации, что важно для усвоения и запоминания новых слов и звуков. Ребенок, умеющий контролировать движения своих пальцев и рук, способен более точно и аккуратно выполнять задания по распознаванию и записи звуков, что положительно сказывается на развитии его речи.

Следует отметить, что развитие мелкой моторики рук является индивидуальным процессом для каждого ребенка. Важно поддерживать его интерес к играм и упражнениям, связанным с развитием мелкой моторики, и создавать положительную атмосферу, способствующую его саморазвитию.

Существует множество игр и упражнений, которые можно проводить с детьми для развития и укрепления мелкой моторики рук. Одним из примеров является игра в различные конструкторы, где ребенку необходимо соединять детали между собой. Это требует точности движений пальцев и развивает их моторику. Также можно предложить ребенку делать мозаику из пластмассовых элементов или играть в лепку с пластилином, что также является отличным способом тренировки мелкой моторики рук.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать также различные игры с использованием мелочей, например, сортировка по цвету или форме. Ребенку нужно будет с помощью пальцев подбирать и размещать предметы в соответствующие ячейки, что развивает точность движений и координацию рук.

Важным элементом развития мелкой моторики рук является рисование. Предлагая ребенку рисовать с разными инструментами, такими как карандаши, маркеры или краски, мы стимулируем его моторику и помогаем развивать ловкость пальцев. Также можно предлагать разнообразные задания, например, дорисовывать недостающие детали на картинках или проводить линии между точками.

Для развития мелкой моторики рук полезным будет использование игр со смешанными предметами, такими как пуговицы, шнурки и пуговичные планшеты. Ребенку необходимо будет застегивать и расстегивать пуговицы, нанизывать пуговицы на шнурки или пристегивать пуговицы к соответствующим отверстиям на планшете. Это упражнение развивает мелкую моторику рук, а также учит ребенка основам одежды и самообслуживания.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей дошкольного возраста имеет множество преимуществ. Улучшение навыков мелкой моторики рук позволяет детям контролировать движения своего речевого аппарата, что способствует более четкому и точному произношению звуков и слов. Кроме того, развитие мелкой моторики рук обогащает словарный запас ребенка, поскольку он может взаимодействовать с различными предметами и материалами, осуществлять разнообразные действия и тем самым пополнять свой опыт и знания.

Заключение.

Развитие мелкой моторики рук имеет важное значение для развития речи у детей дошкольного возраста. Контроль движений пальцев и рук влияет на формирование детского речевого аппарата и позволяет развивать навыки письма и рисования. Методы развития мелкой моторики, такие как игры, упражнения и работа с разными материалами, могут способствовать развитию речи и общей познавательной активности у детей дошкольного возраста. Основная цель – поддерживать интерес ребенка к таким занятиям и создавать благоприятные условия для его развития.

 

. . . . .