Формирование навыков безопасного поведения у детей с ОВЗ
Формирование навыков безопасного поведения у детей с ОВЗ
Автор: Зайнутдинова Альфия Хурматулловна
МБОУ КСОШ № 2, с. Кыштовка, Новосибирская область
Аннотация: Статья описывает опыт работы образовательной организации в формировании у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) навыков безопасного поведения в различных ситуациях. В статье рассматриваются различные направления работы, включая обучение правилам дорожного движения, основам самозащиты, безопасному поведению в природе и в быту. Особое внимание уделяется методикам обучения, применяемым при работе с детьми с ОВЗ, а также эффективным подходам к формированию у них навыков безопасного поведения.
Ключевые слова: безопасность, ОВЗ, обучение ПДД, развитие детей.
Тематическая рубрика: Коррекционное образование.
Реализация государственной политики в области национальной безопасности Российской Федерации предусматривает повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения, формирование которой начинается в детском возрасте. Эффективность образовательного процесса в современной школе определяется, прежде всего, уровнем сформированности у детей базовых установок и социальных представлений.
В настоящее время в Российской Федерации более 1,15 млн. детей с ОВЗ и более 670 тысяч детей с инвалидностью. Около 100 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) обучается в инклюзивных школах. Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, в который включены все обучаемые, несмотря на их физические, интеллектуальные особенности, на основе учета особых образовательных потребностей.
Одной из приоритетных задач Стратегии развития образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года является подготовка детей к ведению максимально возможной самостоятельной и независимой жизни. Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников, в том числе с ОВЗ, является обучение их безопасному поведению: способам и средствам сохранения здоровья, знаниям правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в экстремальных ситуациях, в процессе различного рода взаимодействия в социуме.
Формирование навыков безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в нашем учреждении играет ключевую роль в обеспечении их защиты и самостоятельности. Для этого мы создали все условия для системной работы, включили следующие мероприятия:
- Организация специальных занятий и тренингов по безопасности для детей с ОВЗ. Это занятия, на которых дети учатся правильно реагировать на различные опасные ситуации, узнавать сигналы опасности и принимать необходимые меры для защиты своей жизни и здоровья.
- Разработали индивидуальные планы безопасности для каждого ребенка с ОВЗ. Эти планы учитывают особенности здоровья и поведения каждого ребенка, а также определили конкретные действия, которые необходимо предпринять в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
- Систематически проводим тренировки по эвакуации и эвакуационных учений для детей с ОВЗ. Для нас, педагогов, важно, чтобы они знали, как правильно действовать в случае пожара, землетрясения или других чрезвычайных ситуаций, чтобы максимально эффективно защитить себя.
- Создали условия для безопасного обучения и пребывания детей с ОВЗ в школьном окружении, которое включает в себя регулярные проверки условий безопасности, наличие специального оборудования и адаптированных помещений, а также обучение педагогов и специалистов школы по вопросам безопасности детей с ОВЗ.
- Вовлекли родителей детей с ОВЗ в работу по формированию навыков безопасного поведения, потому что именно родители играют важную роль в обучении своих детей безопасным поведенческим навыкам и могут активно участвовать в подготовке и проведении тренингов и учений.
Формирование навыков безопасного поведения детей с ОВЗ в школе требует комплексного подхода и включения различных структурных компонентов, от специальных занятий до обеспечения безопасных условий пребывания и обучения. Более углубленно по изучению данного вопроса, ведем различные мероприятия по следующим направлениям:
1) безопасность в чрезвычайной ситуации: при пожаре, грозе, если потерялся на улице или в магазине;
2) безопасность на дорогах: правила дорожного движения, катание на самокате, роликах, велосипеде; правила безопасного поведения на железной дороге;
3) безопасность в случае нахождения дома в одиночестве;
4) безопасность с незнакомыми людьми;
5) безопасность на природе: в лесу, на воде (в летний, зимний и осенне-весенний периоды);
6) безопасность в сети интернет;
7) финансовая безопасность;
8) безопасность собственного здоровья.
Применяем следующие методы формирования безопасного поведения: словесные, практические, наглядные, игровые.
К словесным методам относим: беседы, собрания, дискуссии; воспитательные часы на различные темы; чтение художественной литературы, и др.
Практические методы включают в себя:
1) упражнения — используем для многократного повторения действий определённого содержания;
2) опыт и экспериментирование — данный раздел направлен на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;
3) моделирование — обыгрываем различные ситуации.
Игровые методы:
1) дидактическая игра — совершенствуем и закрепляем знания полученные знания и умения;
2) воображаемая ситуация — используем для усвоения знаний;
3) игры по сказкам, игровые тренинги;
4) для современных детей, действенным инструментом являются - компьютерные игры.
Наглядные методы:
1) наблюдение — учимся анализировать процессы, происходящие в окружающем мире, устанавливаем причину событий, делаем логические выводы;
2) демонстрация — позволяет нам, дать ребёнку наглядный образ предметов и действий.
Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов в работе с детьми с ОВЗ способствовало обобщению их представлений о различных аспектах безопасного поведения.
Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны позволили всем участникам образовательного процесса, в частности детям, приобрести уникальный опыт общения с представителями этих профессий и обсудить проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных ситуациях.
Совместная работа детей, например, дежурства по уборке помещений и территории, уход за цветами способствовало развитию трудовых навыков с соблюдением техники безопасности. Для этого на постоянной основе ведём журнал техники безопасности с инструкциями, которые помогают формировать у детей убеждение в том, что соблюдение правил техники безопасности при обращении с предметами снижает риск бытового травматизма.
Дети с интеллектуальными нарушениями уже знают, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, как вести себя в случае пожара, при встрече с незнакомыми людьми, при теракте и других ЧС. Только систематическому, многократному повторению правил, проигрыванию и разборов ситуаций, тренировочных упражнений и ежедневного положительного примера взрослых, детям с ОВЗ доступно и легко усвоить обучающий материал.
Художественное слово, а именно чтение сказок по ПДД, такие, как «Сказка о собаке, которая переходила улицу на зелёный свет», «История одного мяча», «Сказка о том, как гололёд приручили», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка» ; дидактические и подвижные игры: «Красный, желтый, зелёный», «Светофор», «Собери знак»; викторины «Угадай знак», «Знатоки ПДД».
С помощью них дети усвоили правила поведения с незнакомцами, научились осторожности и бдительности.
Для систематизации знаний о правилах безопасности детям демонстрируем на больших проекторах обучающие мультфильмы, которые в простой доступной форме с помощью сказочных персонажей научили детей основам правилам безопасности в жизни, и помогли избежать многих опасных ситуаций. В качестве примеров можно привести следующие мультфильмы:
1) цикл познавательных мультфильмов «Смешарики»: «Азбука безопасности», «Азбука здоровья» и «Финансовая грамотность»;
2) познавательный мультсериал «Фиксики»;
3) обучающий мультфильм «Дозорные дороги»;
4) учебные мультфильмы: «Пешеходный переход», «Перекрёсток знаний», «Дорожное королевство».
Как говорила выше, активно используем компьютерные презентации для ознакомления, обобщения и систематизации знаний о правилах безопасного поведения, а также комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Излагаемый материал подкреплён зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений.
В заключение хочу отметить, что результатом систематической работы по ПДД, как показывает диагностика уровня знаний и умений детей с ограниченными возможностями здоровья, является положительная динамика по всем критериям познавательного развития. Дети имеют необходимый багаж знаний по основам правил безопасности дорожного движения, умеют применять их в игровой деятельности, в созданных проблемных ситуациях, в повседневной жизни с родителями.
Наблюдая за детьми, проводя качественный и количественный анализ нашей работы, мы пришли к выводу, что дети получают в образовательном учреждении необходимые знания и умения, которые необходимы для соблюдения ПДД, применения знаний в практической деятельности. Даже если самый «тяжелый» ребенок усвоит, что дорогу нужно переходить на «зелёный» – это уже радует.
Для детей знакомство с ПДД, особенно в сочетании с всесторонним речевым развитием – жизненная необходимость - это служит фундаментом подготовки детей к дальнейшей жизни, что обеспечит самостоятельность, коммуникабельность, активность и культуру поведения.