Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль сказок-шумелок для детей 2-3 лет

Дата публикации: 2024-01-24 19:58:08
Статью разместил(а):
Полякова Оксана Анатольевна

Роль сказок-шумелок для детей 2-3 лет

Автор: Полякова Оксана Анатольевна

ГБДОУ Детский сад № 72, Санкт-Петербург

 

Аннотация: В статье автор рассказывает о благоприятном развитии у ребёнка воспитательных и образовательных процессов, развитие музыкальных способностей, слуховой памяти посредством проведения занятий «сказки-шумелки». Представлена авторская разработка сказки-шумелки.

Ключевые слова: мелкая моторика, представления об окружающем мире, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Сказка-шумелка - это рассказывание сказки так, что после нескольких маленьких фраз ребёнок может изобразить что-либо шумом, эти сказки являются результативными упражнениями для слухового восприятия, развития мелкой моторики, фантазии, памяти у ребёнка.

В моей многолетней практике большое значение я уделяю рассказыванию сказок-шумелок в организованных моментах на занятиях и динамических паузах с детьми 2-3х лет. Это увлекательная форма музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами. Музыкальные инструменты всегда овладевают вниманием детей, поэтому вовлечь ребёнка в сказку с шумами и звуками не составляет особого труда.

Если соединить сказку и звуковое сопровождение, то будет эффективное развивающее средство для ребёнка. Для многих детей этот вид деятельности помогает раскрыть себя, побороть застенчивость и скованность. Такой совместный досуг для ребёнка могут организовать родители дома без всякой подготовки, а сделанные музыкальные игрушки для сказки своими руками, принесут огромную радость и помогут приучить ребёнка ещё к совместному труду.

Всегда можно подарить вторую жизнь тому, что мы выбрасываем и сделать отличные игрушки шумелки для сказок: накопить жестяные и пластмассовые баночки наполнить их рисом, гречкой, природными материалами (жёлуди, каштаны, скорлупка от орехов) мелкими камушками, бисером; сшить мешочки и наполнить их целлофаном, обёртками от конфет, сделать мешочки шуршащими и пищащими; старые связки ключей, расчёски, старые бусы и многое другое.

Шумовые музыкальные инструменты, сделанные своими руками, вызывают огромный интерес у ребёнка. У детей активно развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, воображение, развивает творческую фантазию.

Вашему вниманию предлагаю авторскую сказку-шумелку «Жили-были» для детей 2-3 лет.

Цель: дать детям возможность развивать основные чувствительные представления об окружающем мире, учиться слышать звуки, развивать тактильные ощущения, память, внимание.

Материал: куклы Дед, Баба, Внучка, Кошка, Мышка; бусы (длинные, короткие, гладкие, шершавые, с бусинами разной величины), «пирожки с наполнителем из синтепона» (на каждого ребёнка); корзина с желудями и каштанами (по 5 штук желудей и каштанов на каждого ребёнка); обрезок меха с хвостиком и глазками; зеркало; три узелка – звенящий, шуршащий, пищащий с мышкой внутри.

Ход сказки-шумелки

Жили-были, не тужили, потому что все дружили:

Дедушка, Бабушка и была у них Внучка.

(показ кукол)

Дедушка целый день стучал молотком, пилил пилой, рубил топором.

Пальчиковая гимнастика. Двигательная имитация: (текст проговаривается и сопровождается движениями, имитирующими движения инструментов.)

«Стук молотком» - тыльная сторона кулачка стучит по ладошке другой руки.

«Пила» - тыльной стороной раскрытой ладони водить по ладони другой руки вверх и вниз, имитируя пилу.

«Топор» - раскрытая ладонь одной руки стучит по раскрытой ладони другой руки.

1 вариант:

Бабушка очень любили печь колобки для дедушки и внучки.

(«угощение пирожками», раздача детям по «пирожку»)

Тактильная гимнастика (авторская):

Замесили из муки, тесто мы на пироги (мять «пирожки» в руках)

Тесто мы катили, пирожки лепили (катать «пирожки» в руках)                

 В печку положили, а потом студили («дуют на «пирожки») 

2 вариант:

Бабушка по дому хозяйничала. Сядет под окошком и перебирает жёлуди и каштаны. Жёлуди в жёлтую корзинку, каштаны в зелёную.

(Дети раскладывают по разным корзиночкам жёлуди и каштаны)

А Внучка очень любила наряжаться. Достанет бусы и начинает с ними играть. А бусы разные. Длинные и короткие, гладкие и шершавые, с большими бусинами и маленькими бусинками, тяжёлые и легкие, тёплые и холодные (признаки надо вводить постепенно, по одному на каждом занятии, закрепляя предыдущие знания о признаках предметов). (Бусы, на разных занятиях, можно чередовать с лентами)

Мимическая гимнастика:

Смотрит внученька на себя в зеркало. Любуется.

Губки вытянет. Глазками поморгает. Щёчки надует. Носиком пошевелит. (дети выполняют гимнастику по показу педагога). Какая красивая внучка!

И была в этой семье кошка Мурка. Мягкая, пушистая, тёплая, ласковая. Давайте погладим Мурку. А Мурка нам песенку споёт: Мур, Мур, Мур! (дети глядят мех, можно приложить кусочки меха к щёчке, дотронуться до носика)

А у Мурки была знакомая Мышка. Мышка любила прятаться. Давайте найдём Мышку! (детям предлагают три узелочка из мягкой ткани – один с шуршащим наполнением, второй – звенящий, третий с пищащей Мышкой внутри. Дети ощупывают каждый узелок и находят тот, где мышка). А вот и Мышка нашлась!

Давайте попрощаемся с Дедушкой, Бабушкой, Внучкой, Муркой и Мышкой. До свидания, друзья!

 

. . . . .