Роль сказок-шумелок для детей 2-3 лет
Роль сказок-шумелок для детей 2-3 лет
Автор: Полякова Оксана Анатольевна
ГБДОУ Детский сад № 72, Санкт-Петербург
Аннотация: В статье автор рассказывает о благоприятном развитии у ребёнка воспитательных и образовательных процессов, развитие музыкальных способностей, слуховой памяти посредством проведения занятий «сказки-шумелки». Представлена авторская разработка сказки-шумелки.
Ключевые слова: мелкая моторика, представления об окружающем мире, дошкольники.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Сказка-шумелка - это рассказывание сказки так, что после нескольких маленьких фраз ребёнок может изобразить что-либо шумом, эти сказки являются результативными упражнениями для слухового восприятия, развития мелкой моторики, фантазии, памяти у ребёнка.
В моей многолетней практике большое значение я уделяю рассказыванию сказок-шумелок в организованных моментах на занятиях и динамических паузах с детьми 2-3х лет. Это увлекательная форма музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами. Музыкальные инструменты всегда овладевают вниманием детей, поэтому вовлечь ребёнка в сказку с шумами и звуками не составляет особого труда.
Если соединить сказку и звуковое сопровождение, то будет эффективное развивающее средство для ребёнка. Для многих детей этот вид деятельности помогает раскрыть себя, побороть застенчивость и скованность. Такой совместный досуг для ребёнка могут организовать родители дома без всякой подготовки, а сделанные музыкальные игрушки для сказки своими руками, принесут огромную радость и помогут приучить ребёнка ещё к совместному труду.
Всегда можно подарить вторую жизнь тому, что мы выбрасываем и сделать отличные игрушки шумелки для сказок: накопить жестяные и пластмассовые баночки наполнить их рисом, гречкой, природными материалами (жёлуди, каштаны, скорлупка от орехов) мелкими камушками, бисером; сшить мешочки и наполнить их целлофаном, обёртками от конфет, сделать мешочки шуршащими и пищащими; старые связки ключей, расчёски, старые бусы и многое другое.
Шумовые музыкальные инструменты, сделанные своими руками, вызывают огромный интерес у ребёнка. У детей активно развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, воображение, развивает творческую фантазию.
Вашему вниманию предлагаю авторскую сказку-шумелку «Жили-были» для детей 2-3 лет.
Цель: дать детям возможность развивать основные чувствительные представления об окружающем мире, учиться слышать звуки, развивать тактильные ощущения, память, внимание.
Материал: куклы Дед, Баба, Внучка, Кошка, Мышка; бусы (длинные, короткие, гладкие, шершавые, с бусинами разной величины), «пирожки с наполнителем из синтепона» (на каждого ребёнка); корзина с желудями и каштанами (по 5 штук желудей и каштанов на каждого ребёнка); обрезок меха с хвостиком и глазками; зеркало; три узелка – звенящий, шуршащий, пищащий с мышкой внутри.
Ход сказки-шумелки
Жили-были, не тужили, потому что все дружили:
Дедушка, Бабушка и была у них Внучка.
(показ кукол)
Дедушка целый день стучал молотком, пилил пилой, рубил топором.
Пальчиковая гимнастика. Двигательная имитация: (текст проговаривается и сопровождается движениями, имитирующими движения инструментов.)
«Стук молотком» - тыльная сторона кулачка стучит по ладошке другой руки.
«Пила» - тыльной стороной раскрытой ладони водить по ладони другой руки вверх и вниз, имитируя пилу.
«Топор» - раскрытая ладонь одной руки стучит по раскрытой ладони другой руки.
1 вариант:
Бабушка очень любили печь колобки для дедушки и внучки.
(«угощение пирожками», раздача детям по «пирожку»)
Тактильная гимнастика (авторская):
Замесили из муки, тесто мы на пироги (мять «пирожки» в руках)
Тесто мы катили, пирожки лепили (катать «пирожки» в руках)
В печку положили, а потом студили («дуют на «пирожки»)
2 вариант:
Бабушка по дому хозяйничала. Сядет под окошком и перебирает жёлуди и каштаны. Жёлуди в жёлтую корзинку, каштаны в зелёную.
(Дети раскладывают по разным корзиночкам жёлуди и каштаны)
А Внучка очень любила наряжаться. Достанет бусы и начинает с ними играть. А бусы разные. Длинные и короткие, гладкие и шершавые, с большими бусинами и маленькими бусинками, тяжёлые и легкие, тёплые и холодные (признаки надо вводить постепенно, по одному на каждом занятии, закрепляя предыдущие знания о признаках предметов). (Бусы, на разных занятиях, можно чередовать с лентами)
Мимическая гимнастика:
Смотрит внученька на себя в зеркало. Любуется.
Губки вытянет. Глазками поморгает. Щёчки надует. Носиком пошевелит. (дети выполняют гимнастику по показу педагога). Какая красивая внучка!
И была в этой семье кошка Мурка. Мягкая, пушистая, тёплая, ласковая. Давайте погладим Мурку. А Мурка нам песенку споёт: Мур, Мур, Мур! (дети глядят мех, можно приложить кусочки меха к щёчке, дотронуться до носика)
А у Мурки была знакомая Мышка. Мышка любила прятаться. Давайте найдём Мышку! (детям предлагают три узелочка из мягкой ткани – один с шуршащим наполнением, второй – звенящий, третий с пищащей Мышкой внутри. Дети ощупывают каждый узелок и находят тот, где мышка). А вот и Мышка нашлась!
Давайте попрощаемся с Дедушкой, Бабушкой, Внучкой, Муркой и Мышкой. До свидания, друзья!