Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии дошкольников

Дата публикации: 2024-01-28 16:17:17
Статью разместил(а):
Марчук Юлия Сергеевна

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии дошкольников

Автор: Марчук Юлия Сергеевна

Детский сад № 3 "Берёзка", с. Михайловка, Приморский край

 

Аннотация: В статье представлены некоторые техники нетрадиционного рисования, их значение в развитии творческого воображения, устойчивого интереса к изобразительному искусству, эмоциональной сферы детей. Описание опыта работы подтверждает необходимость использования нетрадиционных способов рисования для развития детского интеллекта, творческой активности ребенка, умению нестандартно мыслить.

 

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для решения этой задачи - изобразительная деятельность детей в детском саду. Ещё Аристотель отмечал, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. Что можем сделать мы, воспитатели, чтобы рисование явилось источником хорошего настроения ребенка, приносило детям только положительные эмоции?

Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение.

Возраст с 3 до 7 лет является наиболее благоприятным для развития творческих способностей, так как детям этого возраста доступны почти все виды художественно-творческой деятельности, в том числе и рисование. Станет ли ребёнок творческой личностью, зависит от педагогического процесса. Развитие творческих способностей происходит в творческой деятельности. Следовательно, возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей именно в раннем дошкольном возрасте. В проанализированных мною психологических и педагогических исследованиях, доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста.

Детское рисование заключает в себе большие возможности. Рисование это самое естественное и увлекательное занятие у дошкольников. Все дети любят рисовать. Проведение образовательной деятельности  с использованием нетрадиционных техник:

• способствует снятию детских страхов;

• развивает уверенность в своих силах;

• развивает пространственное мышление;

• учит детей свободно выражать свой замысел;

• побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• учит детей работать с разнообразным материалом;

• развивает чувство композиции, ритма, колорита.

• развивает мелкую моторику рук;

• развивает творческие способности, воображение и полет фантазии;

• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует  эффективному развитию детского творчества.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Нетрадиционных техник рисования, используемых в работе с детьми много, я хочу познакомить вас лишь с некоторыми из них.

«Рисование пальцами, ладонью, кулаком» 

У ребёнка нет настроения? Его можно вернуть с помощью рисования пальчиками, ладошкой, кулаком.

Техника рисования:

1. Берём широкую миску.

2. Разводим гуашь  до консистенции жидкой сметаны.

3. Наливаем в блюдце.

4. Ладонь с широко расставленными пальцами опускаем в краску.

5. Оставляем отпечаток на листе и дорисовываем его.

С помощью рисования ладошкой можно изображать различные объекты: животных, подводный мир, растения и т.д. Занятия начинаются с наблюдения и рассматривания за ними.

«Печать пластиковой бутылкой и винной пробкой». 

У вас дома накопились пластиковые  бутылки или  винные пробки, не спешите их выбрасывать, а используйте для рисования.

Техника рисования:

1. Берём миску, чем шире, тем лучше.

2. Кладём на дно миски тонкий поролон.

3. Разводим гуашь небольшим количеством воды.

4. Выливаем краску в миску с поролоном.

5. Опускаем бутылку донышком в поролон.

6. Наносим отпечаток на бумагу.

Данную технику хорошо использовать при изображении растений.

«Рисование ластиком» 

Мы все знаем, что ластик предназначен для того, чтобы стирать простой карандаш. Давайте совместим эти два материала, и посмотрим, что получится.

Техника рисования:

1. Понадобится лист плотной бумаги, лучше взять бумагу для акварели; простой карандаш, лучше если он будет мягким; ватные диски или мягкие бумажные салфетки; ластик.

2. Заштриховываем лист бумаги, довольно сильно нажимая на простой карандаш.

3. Ватным диском или салфеткой хорошо растираем карандаш, у нас должна получиться серая поверхность листа; интенсивность цвета зависит от штриховки (нажатия на простой карандаш).

4. Берём ластик и пользуясь им как карандашом наносим желаемый рисунок.

5. Мелкие детали можно прорисовать простым карандашом.  

В данной технике можно рисовать любые произведения искусства. Важно: заштриховывая лист не оставляйте никаких пустых, белых точек. 

«Рисование пастелью» 

При первом знакомстве с пастелью дети испытывают удовольствие, потому что она очень яркая. Нам понадобятся: плотные листы бумаги; пастель; ластик; губка; влажные салфетки для рук; фиксатор (можно использовать обычный лак для волос). При рисовании пастелью используются следующие техники:  

- Рисование кончиком пастели. Толщина линии на листе зависти от давления на мелок. Чем сильнее вы нажимаете на мелок, тем больше пастели останется на листе.

- Рисование «плашмя» или ребром. Это приём используется при закрашивании больших поверхностей.

- Штриховка. Представляет собой ряд параллельных линий, нарисованных близко друг к другу. Данный приём используется для создания формы и объёма.

- Растушёвка, т.е. смешивание цветов. Для смешивания пастели используется палец, вату, ластик. 

Пастель используется как в графике, так и в живописи. Важно: при рисовании пастелью не намечайте основу простым карандашом, так как на него плохо ложится пастель. Используйте для этого пастельный карандаш, уголь или саму пастель.

Обучение детей старшего дошкольного возраста изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования; проводится в игровой форме. При планировании непосредственной образовательной деятельности учитываются возрастные особенности и уровень подготовленности детей.

Рисование при помощи метода «тычка» 

Суть метода в следующем: нужно взять любой подходящий предмет, например, таким предметом может стать ватная палочка. Далее необходимо опустить ватную палочку в краску и точными движениями от верхней части к нижней делать тычки по альбомному листу. Палочка должна оставить много отпечатков. Формы отпечатков могут быть самыми разными, это зависит от выбранного предмета.

Акварель с солью 

Если еще не высохший акварельный рисунок посыпать солью, то соль прилипнет к краске и при высыхании создаст эффект зернистости

Фотокопия – рисование свечой

Можно использовать также кусочек мыла или же восковой мел. Рисуются контуры, а сверху все закрашивается краской. В итоге контуры как бы проступают.

Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

Рисование мятой бумагой.

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

Методы, которые необходимо применять в изобразительной деятельности: информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, проблемное изложение материала.

Информационно-рецептивный метод, который  включает в себя: рассматривание; наблюдение; экскурсии; образец воспитателя; показ воспитателя. 

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Другими словами, это владение  техникой рисования. Техника рисования – это язык художника, не владеть техникой рисования, значить не уметь передавать свои впечатления и ощущения в рисунке. Этот метод  упражнений, доводящие изобразительные  навыки до автоматизма.

Эвристический метод направлен на самостоятельность в выполнении рисунка, проявление творчества, фантазии в художественной деятельности;

Исследовательский метод направлен на развитие у детей познавательной активности и умение экспериментировать с  художественным материалом и техниками в изобразительном творчестве;

Метод проблемного изложения материала заключается в нахождении решений в проблемной ситуации или в  вопросе. Эту проблемную ситуацию перед  детьми создает педагог.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными.

Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Художественное творчество  очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.  Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности у детей дошкольного возраста. Этот процесс рисования радует, удивляет и не имеет границ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

 

Литература:

1. Дубровская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Басина Н, Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.,1997. 

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1- 2. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 

4. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2004.

5. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М., 2006.

            

. . . . .