Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль сказки в младшем дошкольном возрасте

Дата публикации: 2024-01-28 19:36:16
Статью разместил(а):
Силина Наталья Владимировна

Роль сказки в младшем дошкольном возрасте

Автор: Силина Наталья Владимировна

МАДОУ № 29 "Полянка", г. Павлово

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как важна сказка в младшем дошкольном возрасте, как сказка развивает воображения, интеллект, способствует увеличению словарного запаса, а также развивает речь у ребенка.

Тематическая рублика: Дошкольное образование.

 

Младший дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка формирует воображение ребёнка, даёт образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети обучаются сострадать и сопереживать выдуманным героям, которые становятся знакомыми и близкими.

Слушание сказок имеет большое воспитательное значение. При слушанье сказки, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, воображает образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах.

В сказке отражаются нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и выявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Ведь сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем – мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.

Знакомство ребенка со сказкой начинается с первых лет его жизни. Сказки – не просто набор историй, которые мы рассказываем детям перед сном, а настоящая магия, которая влияет на развитие ребенка, его воображение и восприятие мира.

Сказка влияет на:

• Развитие воображения – является необходимым условием хорошего развития мышления. В младшем дошкольном возрасте воображение выражается как средство усвоения жизненного опыта. Ребенок, лишенный возможности фантазировать, вырастая, может стать закрытым и потерять творческую возможность. Именно сказки развивают воображение ребенка, учат его придумывать увлекательные игры и фантазировать. Дети начинают лучше понимать мир и взаимоотношения между людьми, ведь в книгах затрагиваются такие важные темы, как дружба, любовь, справедливость. Ребенок обучается различать и понимать, что добро всегда побеждает зло и что правда и справедливость должны быть на первом месте. Так же сказки способствуют развитию воображения и творческого потенциала у малышей. Когда ребенок слушает сказку, он представляет себе героев, места и события, создает свою версию истории. Это улучшает его интеллект, воображение и способность к творческому мышлению, что важно для становления личности в целом.

• Развитие эмоционального интеллекта - кроме работы над умственными способностями, детские сказки помогают воспитывать эмоциональную сферу ребенка. В сказках есть герои, которые чувствуют разные эмоции – гнев, радость, грусть, боязнь. Ребенок начинает понимать, что такое эмоции, и учится правильно выражать свои чувства. Кроме того, сказки помогают детям понимать, что даже в сложных ситуациях можно найти выход и самые маленькие герои могут победить зло, если они верят в себя. Сказка является полезным и увлекательным досугом для ребенка, который помогает ему справится со стрессом, а проигрывание "сказочных ситуаций", особенно конфликтных, способствует решению не решёных вопросов, которые почти всегда кажутся детям неразрешимыми в жизни.

• Увеличение словарного запаса, сказки способствуют развитию речи и языковых навыков у детей. Ребенок учится новым словам, выражениям и оборотам, что помогает ему увеличить свой словарный запас и улучшать навыки правильного общения. Окончательным этапом формирования связной речи у детей является умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки уже знакомых сказок, дети учатся вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру общения. Так малыши могут научиться направлять силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

• Вера в себя и в чудо это главное, что делает сказки настоящей магией. Сказки учат детей верить в себя и свои силы. В сказках герои часто сталкиваются с трудностями и препятствиями, но они не сдаются и идут дальше, преодолевая все преграды. Ребенок учится, что надо всегда бороться за свои мечты и цели, не сдаваться и полагаться на свои силы. Книги учат ребенка, что чудеса могут происходить в любой момент жизни, а все, что нужно для того, чтобы это произошло – верить.

Благодаря сказке дети узнают мир не только умом, но и сердцем, откликаются на события и явления окружающего мира, показывают свое отношение к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребенка. С помощью сказки дети эмоционально воспринимают различные картины природы и понимают, как прекрасен окружающий мир.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, волк, лиса, медведь из жизни перешли в сказку. Все фантастическое в мире сказки тесно связано с реальностью и не уводит детей от нее. а служит раскрытию жизненной правды. Дошкольники узнают об образе жизни животных, об их повадках. Результаты исследований показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Необходимо обсуждать с ребёнком сказку, находить в ней смысл и урок, пояснять поступки и поведение героев, вместе делать выводы.

Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения это все позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро, а значит, станет более счастливым). Для детей 3-4 лет уже можно помимо сказок о животных вводить сказки с сюжетом, отражающим взаимоотношения людей. Например, сказки: «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. Для детей этого возраста можно уменьшить показ иллюстраций или показывать иллюстрации уже после изложения сказки.

Для погружения в сказку педагог использует различные приемы: настольный театр, кукла бибабо, различные настольно-печатные пособия. Ребенок с помощью взрослого пытается воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки, что способствует развитию коммуникативных навыков. Сказка включает все виды деятельности ребенка. дети с наслаждением рисуют зернышки для курочки, траву для козлят; лепят колобка, яичко, брёвнышки для теремка; сооружают из конструктора дорожки, домики, заборчики для своих любимых сказочных героев.

Сказка представляется одним из самых доступных средств для всестороннего развития ребенка. Это важный субъект в воспитании, она помогает формировать базы поведения и общения. Доказано, что детям, которым с раннего возраста читали сказки, быстрее учатся говорить и правильно выражать свои мысли. Рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир, воображение ребенка, его творческий потенциал.

Таким образом, сказки – это не просто истории для детей, а настоящая магия, которая влияет на развитие личности и формирует ценности ребенка. Они помогают развивать воображение и творческое мышление, эмоциональную и интеллектуальную составляющие, развивает речь ребенка. Именно поэтому сказка является неотъемлемой частью жизни ребенка.

 

. . . . .