Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Семья в музыкальном развитии детей

Дата публикации: 2024-01-30 23:15:24
Статью разместил(а):
Ашарчук Елена Федоровна

Семья в музыкальном развитии детей

Авторы: Ашарчук Елена Федоровна

и Зайцева Светлана Андреевна

МБДОУ «Детский сад 17», г. Чебоксары Чувашской Республики

Аннотация: В данной статье раскрывается тема влияния семьи на музыкальное развитие детей.

Ключевые слова: способности, дети, музыкальность.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания. Определяя содержание понятий « музыкальные способности», «Музыкальная одаренность», так необходимых для осуществления музыкальной деятельности, Б.М. Теплов раскрыл их в понятии «музыкальность». «Музыкальность - это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности» [1,43].

Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных (музыкальных) способностей, Б.М. Теплов указывал на наличие у человека общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (и не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, чувство природы, творческая воля и так далее. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует понятие «музыкальная одаренность».

Характеризуя понятие «способность», мы опять обращаемся к трудам Б.М. Теплова:

- Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающего одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых равны.

- Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности или многих деятельностей.

- Понятие «способность» не сводится к тем знаниям или умениям, которые уже выработаны у данного человека [2,10].

Все в жизни человека начинается с семьи. Музыка входит в жизненное пространство ребенка постепенно: от колыбельной песни, частушек, закличек, к песням о природе, маме, любви, школе…

Интерес к музыке начинается с прослушивания, с чуткого реагирования на характер и настроение музыки, с напевания мотивов. Все это может исчезнуть, но может и развиться, определив дальнейшую судьбу ребенка.

Развитие музыкальных способностей ребенка в семье зависит от условий и образа жизни, традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, общей культуре.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. В таких семьях, понимая какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности. «Огромное большинство музыкантов, знатоков и просто любителей музыки своими музыкальными вкусами и высокими наслаждениями, получаемыми от музыки, обязаны именно детским впечатлениям, получаемым в семье» [3,34].

В теории и практике семейного музыкального воспитания сложились основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) [4,5,6].

Родителям необходимо знать, что в дошкольном периоде слух ребенка преимущественно интонационный. Для развития музыкального слуха рекомендуется:

1) читать стихи;

2) стараться при общении с детьми обращать их внимание на разнообразные интонации, нужно, чтобы ребенок слышал и различал интонации вопроса, ответа, восхищения, горя, радости и т.д;

3) заниматься музыкой как интонированием: учить ребенка петь, играть на детских музыкальных инструментах, в игровой форме ставить перед ним задачи на «открытии интонаций».

Наглядно-зрительный метод.

Во многих семьях имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, о народных традициях, обрядах. Рассматривание репродукций картин, соответствующих настроению звучащей музыки, обогащает представления детей об искусстве. Этот метод должен применяться для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления. Этот метод должен обязательно сочетаться со слуховым, помогать слуховому восприятию. Например, после прослушивания музыкального произведения перед ребенком можно поставить задачу: выбрать из двух-трех картин одну, соответствующую по настроению музыкальному произведению, или сравнить с картиной два- три произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию, выразительным средствам.

Словесный метод - краткие беседы о музыке помогают ребенку настроиться на ее восприятие; во время слушания родитель может обратить внимание на смену чувств, настроений (как нежно поет скрипка, сумрачно звучит виолончель, как переливаются звуки челесты, как красиво звучит мелодия). Ребенок начинает понимать, что в музыке может быть выражено множество самых разнообразных настроений, чувств и их оттенков- нежность, взволнованность, торжество, грусть и т.д.

Практический метод - (обучение игре на музыкальных инструментах, пению) - в музыкальном воспитании тоже важен. В каждом виде исполнительства ребенок осваивает определенные навыки и умения, которые позволяют ему успешно проявлять себя в самостоятельной деятельности.

Успешность в применении всех методов зависит от терпения, желания заинтересовать детей музыкой. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы ребенок не скучал. Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда он сам увлечен. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности.

Семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.

Пробуждайте ребенка заниматься и участвуйте сами, если возможно, в чем-то, что способствует развитию ребенка. Обязательно нужно поощрять за старания, даже если результат далек от желаемого. Если дети понимают, что совершенство в личных достижениях более всего ценится родителями, они изо всех сил будут стараться стать лучше, чем члены его семьи. Уже давно известно, что никто из известных музыкантов не добился бы выдающихся результатов самостоятельно.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: в 2-х т.-М.,1985. – Т.1.

2. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961.

3. Островский В.П. Письма об эстетическом воспитании.- М., 1984.

4. Красильникова М.И. Отдельные виды деятельности или единая музыкальная деятельность // Музыка в школе. 1987. № 2, с.8-13.

5. Нагорная Т.В. О методах развития восприятия музыки // Вопросы теории и практики музыкального воспитания. М., 1982.

6. Радынова О.П., Катинене А.И, Палавандивили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Владос, 1994. 223 с.

 

. . . . .