Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Взаимодействие педагогов дошкольного образования с семьей

Дата публикации: 2024-02-15 16:10:23
Статью разместил(а):
Поликухина Наталья Александровна

Взаимодействие педагогов дошкольного образования с семьей

Автор: Поликухина Наталья Александровна

МБОУ «Дороховская СОШ», дошкольное отделение, п.Дорохово Рузского городского округа

 

Аннотация: В данной статье рассматривается роль дошкольного образовательного учреждения и семьи для формирования, становления и развития ребенка, формы взаимодействия ДОУ с родителями.

Ключевые слова: семья, дошкольное образовательное учреждение, развитие ребенка.

 

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечении их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила.». Н.К. Крупская «Педагогические сочинения».

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». [1] 

Роль семьи в воспитании, развитии и становлении ребёнка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка складываются определённые ценностные ориентиры, мировоззрение, формируется поведение в разных сферах общественной жизни, отношение к себе. Однако, продуктивность семейного воспитания напрямую взаимосвязана с особенностями взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В развитии  ребенка многое зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Поэтому главной целью работы дошкольного учреждения является направленность на формирование физического и психологического здоровья, на творческое и интеллектуальное развитие ребенка, а главной задачей детского сада является тесное взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного формирования ребенка.

Актуальность проблемы взаимодействия дошкольного образования и семьи заключается в том, что от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитии ребенка. От квалифицированной работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры самих родителей, следовательно, уровень семейного воспитания.

Термин «взаимодействие», в контексте взаимодействия образовательного учреждения и семьи, был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью  решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие; знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом [4].

Одной из форм взаимодействия, является привлечение родителей к жизни дошкольного учреждения, организация их совместной деятельности с детьми. Например, родители разных профессий приходят в гости к дошкольникам. Представим ситуацию, папа врач, или папа водитель, мама дизайнер знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Родители принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др. Кроме того, родителей могут привлекаться к субботникам, к участию в озеленении территории ДОУ, возить дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни.

Одним из самых любимых и распространенных видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с родителями приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания. Например, по ознакомлению дошкольников с родным городом, они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Благодаря применению активных методов взаимодействия родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

Одной из форм работы с родителями в настоящее время является создание родительского комитета, является постоянным коллегиальным органом общественного самоуправления ДОУ, создается в целях учета мнения родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам управления детским садом и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы детей и их родителей (законных представителей).Его членами являются заведующий ДОУ, родители детей, посещающих данное дошкольное учреждение, воспитатели.

Правильная организация совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения создают у ребенка чувства уверенности в своем успехи, формируют активную жизненную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих. Основная ценность данного подхода - воспитание и обучение ребенка, раскрытие его талантов и развитие природных задатков. В результате творческого использования разных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и обучения превращается в такую концепцию, в которой учитываются интересы всех сторон. Применение разных форм взаимодействия педагогов и родителей благоприятно влияет на учебно-воспитательный процесс ребенка.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Надо помнить, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему передает ребенку социальный опыт, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 

Литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями. – М. : Изд-во Проспект, 2004. – 120 с.

3. Зеленцова С.А., Заздравных И.И. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 82–84.

4. Маркова, Т.А. Детский сад и семья [Текст] / Т.А. Маркова, М.В. Загик, В.М. Иванова. – М. : Просвещение, 1981. – 176 с.

 

. . . . .