Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Нейропсихологический подход в работе логопеда

Дата публикации: 2024-02-19 17:55:38
Статью разместил(а):
Реброва Ирина Анатольевна

Нейропсихологический подход в работе логопеда

Автор: Реброва Ирина Анатольевна

МОУ Кадетская школа, г. Люберцы

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что в логопедические занятия целесообразно включать нейропсихологический подход. А также приводит примеры игр для реализации данного подхода, используя которые, мы повышаем эффективность коррекционной работы.

Ключевые слова: нейропсихологический подход, функциональные блоки мозга, межполушарное взаимодействие.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование

 

Речь – это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли.

Речевая функция – не самостоятельный процесс, а результат деятельности всех психических функций. Поэтому логопеду важно понимать организацию работы головного мозга. В этом нам помогает нейропсихология.

Нейропсихология – это раздел клинической психологии о мозговой организации психических процессов.

А.Р. Лурия выделил 3 функциональных блока головного мозга: энергетический блок; блок приема, хранения и переработки информации; блок программирования, контроля и регуляции сложных форм психической деятельности, каждый из которых вносит свой вклад в работу всех высших психических функций.

В последнее время идет тенденция на увеличение психомоторных нарушений у детей, нуждающихся в коррекционной логопедической помощи. Традиционных методов в работе логопеда становится недостаточно, поэтому современному логопеду необходимо применять в своей коррекционной работе нейропсихологический подход.

Эффективность данного подхода доказана практикой. Речь рождается в теле, если ребенок моторно неловкий, имеет проблемы с координацией, крупной и мелкой моторикой, то и речевые нарушения у такого ребенка будут очевидны.

Современные исследования  нейрофизиологов и педагогов показывают, что одной из причин трудностей речевого развития детей дошкольного возраста является дисгармоническая работа полушарий головного мозга.

Каждое полушарие имеет свою специализацию: левое отвечает за работу правой половины тела, а в ведении правого полушария – левая половина тела.

Правое полушарие отвечает за восприятие неречевых шумов, мелодий, ритмов, а левое полушарие за восприятие человеческой речи. Но любая деятельность нуждается в слаженной работе обоих полушарий. Говоря о межполушарном взаимодействии (передачи информации из одного полушария в другое), мы подразумеваем связь нервных волокон – мозолистое тело. У детей с речевыми нарушениями необходимо уделять внимание развитию этой связи.

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия являются хорошим дополнением к основной коррекционной работе логопеда.

Работа по развитию межполушарной связи зависит от возраста ребенка. В детском саду логопед работает с детьми от 3 до 7 лет. В этом возрасте активно включается воображение, ролевые игры, игры по правилам.

Одним из вариантов развития межполушарного взаимодействия является двуручная деятельность, я активно включаю в работу межполушарные доски, пальчиковые дорожки, лабиринты, прищепки, природные материалы, игры с мячом, балансиры, ладошки и следы, сочетая с традиционными логопедическими методами: выполнение артикуляционной гимнастики, автоматизация поставленного звука. Большую популярность сейчас имеет биоэнергопластика, которая сочетает в себе движения кистей рук и артикуляционные движения.

Хочу отметить, что межполушарное взаимодействие – это не только про движения руками. Бытовые навыки и самообслуживание требуют слаженной работы полушарий. Не зря девиз Марии Монтессори звучит: «Помоги мне сделать это самому». Снять одежду, завязать шнурки, застегнуть пуговицы. А также, начиная с дошкольного возраста, важным фактором развития межполушарных связей является спорт.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие и лучше развиты высшие психические функции.

Понимая работу функциональных блоков мозга, логопед может эффективнее выстраивать коррекционную работу. Например, при дефиците первого функционального блока важно соблюдать четкую структуру занятия: ритуалы начала и конца занятия, физминутки, визуальное расписание; массажи, дыхательная гимнастика, сенсорные ощущения.

При дефиците второго функционального блока мозга работаем над  межполушарным взаимодействием (описано выше), а также развиваем зрительный гнозис. Примеры игр: «Найди ошибку», «Чего не стало?», «Что перепутал художник?», «Допиши букву» и т.д.

Слуховой гнозис и фонематическое восприятие: игры на узнавание неречевых звуков («Что звучало?» , звуки природы и пр.); звуков речи (назови первый звук, последний и т.д.).

Примеры игр для развития пространственных представлений: «Навигатор», графический диктант.  При выполнении артикуляционной гимнастики: например, услышишь звук А, язык влево, звук У – вправо. При автоматизации звуков: назови картинку, которая находится в правом верхнем углу, слева от… и т.д.

Для развития третьего функционального блока мозга подходят игры с правилами, на внимание.

Нейроподход в занятиях логопеда – это помощник, который способствует результативно выстроить коррекционный маршрут, но не исключает работу специалистов в области нейропсихологии, если это требуется ребенку. Знание и обоснованное применение нейроподхода позволяет эффективнее формировать речевые навыки и интегрировать их в повседневную жизнь ребенка.

 

Литература:

1. Ж.М. Глозман Нейропсихология детского возраста: учебник для вузов. – М: Издательство Юрайт, 2023г.

2. А.В. Семенович Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М: Издательство Генезиз, 2017г.

 

. . . . .