Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Как научить детей раннего и дошкольного возраста правильно употреблять предлоги

Дата публикации: 2024-02-21 17:09:00
Статью разместил(а):
Еленина Майя Геннадиевна

Как научить детей раннего и дошкольного возраста правильно употреблять предлоги

Автор: Еленина Майя Геннадиевна

МОУ Кадетская школа, г. Люберцы

 

По данным исследований, предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – местоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги.

Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).

На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).

В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между и правильно употребляет их в своей речи. Дети понимают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек.

Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научить точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.

Игры с предлогами для детей:

Одна из любимых игр с детьми раннего и среднего возраста – «Прятки».

Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги: В, НА, ПОД, ОКОЛО.

«Прятки»

 В этой игре пространственные предлоги малыш только слышит в речи, от имени разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря.

Речевую игру нужно повторять по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет. Хорошо во время игры использовать стихотворение — считалочку.

Взрослый проговаривает считалочку, а ребёнок в это время прячет от взрослого игрушки.

Слышу, слышу, слышу, слышу,

Кто потопал и куда!

Кошка прыгнула на крышу

И пропала без следа!

Раз-два-три, четыре, пять,

Я иду её искать!

Если ребенку 4-5 лет, то предложите ему спрятать от Вас несколько игрушек в разные места (в коробку, у коробки, за коробкой, под коробкой, на коробку и т.д.) и попробуйте отгадать, где что лежит. Затем повернитесь и вместе с малышом опишите правильное место расположения предметов: «Уточка в коробке. Лошадка за коробкой. Машинка перед коробкой. Собачка на коробке. Змейка под коробкой».

В этой игре Вы сможете понять, насколько точно, правильно, свободно ваш малыш употребляет предлоги и в чем ему нужна ваша помощь.

Если ребенок неправильно употребляет предлоги, то нужно ему помочь серией увлекательных речевых игр, которые помогут уточнить и закрепить значения разных предлогов. Выберите игры из списка ниже в соответствии с теми проблемами, которые есть именно у Вашего ребенка (какие предлоги им не освоены).

«Кто, Что, Где?».

Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игра может проводиться в двух вариантах:

А) Дети (ребенок) показывают – пантомимы, изображая действия.

Ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы ИЗ лейки, ты положил ложку НА стол, ты спрятал что-то ПОД стол и т.д.). Потом они меняются ролями в игре. Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.

Б) С помощью реальных предметов под строчки стихов или небылиц. Ребенок кладёт предметы в соответствии с текстом стихотворения или рассказа.

Для детей 3-4 лет прочитайте стихотворение З. Александровой «Клади на место»:

«Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

А на пол кладет подушку,

Прячет ботики в буфет.

Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать всё сначала:

На буфет нести подушку,

А на пол поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать…

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло всё не там…

Помогите ей, ребята,

Всё расставить по местам.»

Игра-путаница с предлогами для детей 4 -5 лет «Пирог» А. Валасина

Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру! Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.

Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.

Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.

Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.

Вот я посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:

«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.

В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».

Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.

Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:

«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.

На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».

Ой, слова все заблудились и стихи не получились!

Что ж, придётся мне опять эти строчки повторять:

«На стене висит корзина, а в корзине той картина.

У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».

Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!

Вместе будем мы опять эти строчки повторять:

«На стене висит … (картина). А под ней стоит … (корзина).

В той корзине кошка спит. Рядом с ней … (клубок лежит)».

Вот теперь порядок полный! Ждём всех нас пирог огромный!

Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы.

«Курочка и цыплята»

Для игры Вам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).

Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки!

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце!

Расскажите историю дальше. Не послушались цыплятки курочку, разбежались кто куда! Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячьте фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома

(можно спрятать под книжку, за диван, на стул, и т.д.). Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА стуле. А второй? Да, ЗА диваном. А третий цыпленок где? Под книгой и т.д.».

Речевая игра с предлогом «за».

Отгадай, кто спрятался за домом?

Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).

Мы сейчас играем в прятки,

А в игре одни загадки.

Не могу найти я Сашу,

Настю, Диму и Наташу.

Никого нет за кустом,

За крыльцом и за столбом.

Мне немножечко обидно,

Что друзей совсем не видно.

Где теперь ребят искать?

Обойду весь двор опять.

Чьи же ноги за машиной?

Там присели Настя с Димой.

Сашу где искать с Наташей?

Вот они, в подъезде нашем.

Не скажу я даже вам,

Куда спрячусь после сам. (В. Пузырев)

После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т.д.). Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом, (за забором, за деревом)».

Обучение детей дошкольного старшего возраста.

Сначала необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т.е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия. Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш … книгу; положи мяч … стул. Ты не можешь выполнить это задание, пока не будет назван предлог.

Стихи с предлогами для детей 6-7 лет.

«Предлоги» М. Яснов.

Это юмористическое стихотворение лучше всего инсценировать с несколькими детьми. Но если Вы занимаетесь с одним ребёнком, то можно использовать картинки и располагать их на доске или на листе бумаги в соответствии с текстом стихотворения. Либо разыграть сценку с игрушками на столе.

Сидел прохожий на скамье,

Держал в руках кулек.

А над скамьей сидел скворец,

А под — лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий под,

И тот, что над, в листве,

Глядели на того, кто на, —

Верней на то, что в.

Тогда прохожий взял кулек

И вынул пирожок.

Часть бросил над, часть кинул под,

А остальное — в рот.

И каждый принялся жевать,

Верней, один — клевать.

Пришлось для этого ему

Слететь и прыгать у.

Так теплый, мягкий пирожок

Был съеден от и до,

А смятый маленький кулек

Попал в карман пальто. (Михаил Яснов)

«У куста растет ромашка».

Развиваем словотворчество и сочиняем небылицы – стихи с предлогами вместе с детьми.

Идеи для этой игры с предлогами:

Вырежьте из бумаги простые силуэты — ромашку, букашку, куст, пташку, рубашку, речку, мост или используйте предметы – заместители, развивающие воображение детей. И выложите картинку в соответствии с текстом стихотворения.

У куста растёт ромашка.

Под кустом сидит букашка.

Над кустом летает пташка.

На кусте висит рубашка.

Почему? Да потому!

Потому что за кустом -

Возле речки, за мостом -

Сохнет мокрый рыболов,

Без рубашки, без штанов.

Дома удочку забыл

И руками рыб ловил.

Так увлёкся, что споткнулся,

У реки в тоске сидит,

Сохнет, мёрзнет и грустит.

Поиграйте затем в небылицы – придумывайте необычные строчки с предлогами, которые ребята будет инсценировать – выкладывать из картинок в соответствии со значением предлога.

«Котята»

 Вам понадобятся: картинки «котята» (5 штук) или игрушечные котята (5 штук).

Предложите ребенку придумать новые места в комнате, куда он спрятал бы котят и назвать (за шкафом, между столом и креслом, под диваном и т.д.)

Затем сыграйте с ребенком в прятки. Пусть ребенок спрячет котят, а Вы будете отгадывать, и называть, где они находятся. Затем поменяйтесь ролями.

Обязательное правило в игре – называть место, где находится котенок, словами.

Только в этом случае считается, что котенок найден и можно поменяться ролями.

Как-то раз одни котятки

Поиграть решили в прятки:

Первый прыгнул в сапожок -

Котик маленький Снежок.

Мурзик спрятался в корзинке,

А под столик Василинка.

С синим бантиком Матрёшка

Притаилась у окошка.

Ну, а самый шустрый Гришка

В шкаф забрался, шалунишка!

Вот как малые котятки

Поиграть решили в прятки.

Очень долго их искали,

Только где они, не знали,

Лишь потом, к молочной миске

Прибежали быстро киски.

Раз, два, три, четыре, пять -

Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)

«Найди ошибку»

Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая предложения с ошибками, дополняйте эти сложные для ребенка случаи употребления предлогов просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,

Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)

Я сорвал яблоко над дерева. (я сорвал яблоко с дерева)

Птенчики выпали от гнезда. (птенчики выпали из гнезда)

Я возьму игрушку у шкафа. (я возьму игрушку из шкафа)

Кошка прыгнула от стула. (кошка прыгнула со стула) и т.д.

 

. . . . .