Формирование толерантности у дошкольников
Формирование толерантности у дошкольников
Автор: Ткач Галина Ивановна
ГБДОУ Детский сад № 23 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В статье раскрывается смысловое значение слова толерантность, а также личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: толерантность, средства воспитания, дошкольное детство.
В законе РФ «Об образовании» отражены те же позиции по отношению к образованию: «содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства». Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов.
Анализ понятия «толерантность» актуализирует проблему изучения трех видов толерантности: личностной, социальной и этнической.
Личностная толерантность включает в себя прежде всего ценностно смысловое содержание, в котором центральное место занимают «уважение к человеку, его право, свобода ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком. В данном типе толерантности прежде всего важна устойчивая позиция личности, в которой отражаются ее установки, ценности и смыслы, т.к. именно они, с одной стороны, определяют внутренний мир человека, его ощущения и переживания, а с другой - являются мотивационными регуляторами, определяющими реальное поведение человека. Развитие и становление личности связано с ее социализацией, то есть вхождением в социум. Результатом может являться социальная толерантность личности.
Социальная толерантность - это партнёрское взаимодействия личности с различными социальными группами общества, она направлена на равновесие в обществе, на защиту прав и интересов личности в составе различных социальных групп. Поведение считается социальным, считает М.Вебер, «когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других людей».
Отдельный человек как представитель определенной социальной группы, по мнению М. Бубера «в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты» Соотнося себя с «другим», человек способен на совместный поиск общей позиции, при которой «столкновение и борьба мнений становится диалогом, а его участники партнерами». Социальная толерантность проявляется в социальной ответственности личности, за себя и группу единомышленников в том числе этической и правовой сфере. Признание за другими социальными группами права на существование связано с социально-психологической зрелостью личности, не только осознающей свою принадлежность к тем или иным социальным группам, но и разделяющей ее ценностные ориентации. Соответственно, восприятие «других» происходит через призму общих социальных ценностей, установок, стереотипов, а нередко предубеждений, предрассудков и т.п.
Социально толерантным можно назвать поведение, признающее за другими людьми право и возможность принадлежать к иным социальным группам. Педагогической задачей в развитии социальной толерантности личности является расширение ее социально-ролевого репертуара, развитие коммуникативной культуры как основы для принятия многообразия в проявлениях социальной жизни общества и поиска способов, нацеливающих учащихся на эффективное взаимодействие с представителями различных социальных групп.
Третий вид - этническая толерантность Она не может быть поставлена в один ряд с другими компонентами социальной толерантности: по полу, социальному положению, по профессии, то есть этническая толерантность представляется нам третьим компонентом в ряду личностной, социальной и этнической. Этническая толерантность, как отношение к «другим», на основе их этнической принадлежности - важнейшее проявление толерантности и личности и общества. Исследования Б.Ф. Поршнева проясняют тот факт, что проявление этнической нетерпимости восходит еще к древним архаическим формам противопоставления «Мы» и «Они», когда и само разделение на «своих» и «чужих», этническая самоидентификация по признаку национальной принадлежности, проявлялась в значительной степени на бессознательном уровне.
Современная личность, наследующая пестрый генетический материал предков, живущая в многообразном мире активных информационных и межличностных контактов, оказывается в ситуации непростого выбора этнической самоидентификации, что особенно актуально в мегаполисах, интегрирующих представителей из самых различных стран, этносов и культур. Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни.
Современный мир жесток. Необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.
Что же может дать эту терпимость, толерантность? Знание, что у всех людей на свете есть нечто общее, то, что нас объединяет. Этим общим является не только биологическое сходство, это общечеловеческие ценности. Для всех нас, как существ не только материальных, но и духовных, существует нечто, что вызывает однозначно положительные чувства. Это высшие и вечные, общие для всех людей ценности. Они могут положительно влиять на человека, преображать его, возвышать, возвращать в более гармоничное состояние.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
В решении задач формирования толерантности особую роль отводится дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребёнка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Содержание деятельности по формированию толерантности включает в себя:
1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада жизни)
4. Воспитание активной жизненной позиции на основе:
- осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;
- осознания своих достоинств и недостатков, проявления критичности;
- осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
- проявления терпимости, уважения традиций и культуры других;
- определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития;
- развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других, умения делать свой выбор и принимать решение, мирно без конфликтов решать возникающие проблемы;
- углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека, развитие интереса к жизни других людей.
Средства воспитания толерантного поведения:
- всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания;
- гармонизация отношений (ребенок - ребенок, ребенок - взрослый, детский сад - семья, семья - ребенок - школа - социум) с целью постижения детьми сложной науки - науки жить среди людей;
- культивирование ценности другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность;
- концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира;
- использования заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия;
- взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку;
- примеры великого братства народов, подвигов во имя людей;
- знакомство с сегодняшними войнами и их последствиями: беженцы, гуманитарная помощь - открывают целые страницы человеческого благородства и межнационального родства носителями или очевидцами которых являемся мы, педагоги и дети;
- организация детских праздников - богатейшего материала для воспитания добра.
В формировании толерантности у дошкольников нужно опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, нужно задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями русского народа;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) подвижные игры разных народов;
4) проведение народных праздников;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;
6) знакомство детей с традициями разных народов;
7) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
8) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
В результате, дети будут знать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта, таким образом, происходит воспитание толерантных установок.
Памятка «Как воспитать толерантного человека»
1. Не обижать его.
2. Выслушивать его мнение и считаться с ним.
3. Уметь прощать обиды и просить прощение у ребенка.
4. Уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов.
5. Нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям
Работа с родителями
Эффективной деятельность учебного учреждения может быть только при условии тесного контакта с родительской общественностью. Цель работы с родителями - повышение их компетентности.
В саду можно организовать «Школа для родителей». Отдельно вести занятия с родителями, так как на этом достаточно ответственном этапе развития семьи необходима особая компетентность родителей.
В каждой семье свое представление о воспитании детей. И более удачно развивается та семья, в которой в начале семейных отношений вырабатывается единая семейная воспитательная концепция отца и матери, а затем появляются свои семейные традиции, характерные только для этой семьи. К сожалению, многие молодые родители не всегда умеют договориться друг с другом, а иногда и не хотят. Это сказывается на психическом здоровье их ребенка. Необходимы встречи молодых родителей со специалистами, тем более, что именно молодые родители готовы к восприятию новых подходов в воспитании.
Список литературы:
1. А.Г.Асмолова «Мы обречены на толерантность».
2. И.С.Андронова «Технология развития толерантности дошкольников к культурным ценностям разных народов средствами русского и зарубежного фольклора».
3. Л.И. Ванеева «Воспитание этнокультурной толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
4. Т.Г.Гаврилова «Педагогические условия формирования толерантности в дошкольных образовательных организациях».
5. М.В.Гришко «Толерантность у дошкольников и их родителей в процессе внедрения инклюзивного образования».
6. Н.И.Исмаилова «Развитие толерантности у детей дошкольного возраста».