Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль педагога в развитии игры дошкольника

Дата публикации: 2024-03-03 22:50:22
Статью разместил(а):
Волошина Алина Николаевна

Роль педагога в развитии игры дошкольника

Автор: Волошина Алина Николаевна

ГБДОУ Детский сад №110 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В статье раскрывается роль педагога в развитии игры детей дошкольного возраста. 

Ключевые слова: игра, носитель игры, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Игра возникла в ходе исторического развития общества. Она стала особой субкультурой детства. Игровой опыт передавался от старших детей к младшим в ходе совместных игр. Старшие дети в детском сообществе обычно были на первых ролях и были носителями игры. Средние дети в игре чаще были на вторых ролях, перенимая опыт руководства игрой старших. А младшие, даже не всегда понимали свои роли в игре, но, главное, были в этом игровом сообществе и вместе со старшими бегали и «сорадовались» игре, обучаясь играть и постепенно набираясь игрового опыта.

Но в настоящее время изменились социальные условия:

- не стало «дворовых» игр (не стало дворов), не стало разновозрастных игровых объединений;

- в детском саду дети в группе одного возраста, а отсюда одновозрастные игровые объединения детей в группах ДОУ.

Возникла проблема - не стало носителей детской игры, роль которых во дворах исполняли старшие дети. Ученые стали бить тревогу: детская игра «умирает».

Какой выход? Разновозрастная группа или передача игрового опыта от воспитателя детям.

То есть носителем игры должен стать воспитатель!

Традиционно считалось, что игра - самостоятельная творческая деятельность детей.

В новых условиях – руководство развитием игры со стороны воспитателя.                                   

Игра не может развиваться спонтанно! Любой вид деятельности ребенок осваивает через подражание взрослому (или более старшему сверстнику).

Отсюда педагогическое сопровождение развития детских игр.

Какова же роль воспитателя в развитии детских игр на современном этапе? Изменение в руководстве развития игр дошкольников связано с социальными условиями развития игры и, соответственно, изменениями в позициях ученых. 

Позиции ученых:

1. Позиция П.Г. Саморуковой (традиционная):

- Игра – это самостоятельная деятельность детей, поэтому воспитатель должен использовать косвенные приемы, чтобы дать детям знания о мире, которые они потом отразят в игре.

- Воспитатель в игре должен участвовать как партнер, а не как руководитель, то есть выбрать второстепенные роли. (Пример: дети – парикмахеры, воспитатель – клиент).

2. Позиция Н. Михайленко и Н. Коротковой (новая, современная):

Игра – это деятельность, любой деятельности надо учить:

- игровым действиям;

- игровому общению;

- сюжетосложению.

Но, независимо от занимаемых позиций, все ученые сходятся в том, что игра в жизни дошкольника - это:

  • Самостоятельная творческая деятельность ребенка
  • Средство воспитания и развития личности ребенка
  • Форма организации детской жизни.

Направление работы воспитателя по развитию игры:

1. Дети отображают в игре только то, что знают, поэтому - обогащение знаний об окружающем через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и т.д.

2. Обучение игровым навыкам - через прямое участие педагога в игре как равного партнера. Педагог помогает детям придумать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. По мере взросления детей позиция педагога меняется:

- вначале педагог, как партнер детей по игре, выступает носителем новых игровых умений;

- по мере освоения детьми опыта игровой деятельности педагог выступает как координатор игровых замыслов и общения детей;

- когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей. Он оказывает непрямую (косвенную) помощь. Это может быть изменение предметно-игровой среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх.

3. Воспитание детей в игре.

Условия развития детских игр:

1. Главное условие – наличие у детей знаний и впечатлений об окружающем мире.

2. Наличие игровых навыков и умений.

3. Наличие времени в режиме дня для игры.

4. Наличие места в группе для игр.

5. Наличие необходимых игрушек и оборудования для игры.

Первоначальным носителем игры должен стать воспитатель!

 

. . . . .