Проблема психомоторного развития леворуких детей старшего дошкольного возраста
Проблема психомоторного развития леворуких детей старшего дошкольного возраста
Автор: Хиврина Ольга Леонидовна
МБОУ Кубинская СОШ № 2, Дошкольное отделение Детский сад № 73
Дошкольный возраст является очень важным этапом в развитии и становлении основных психофизиологических процессов, таких как: внимание, мышление, память, речь. Несомненно, все эти процессы взаимосвязаны между собой и они же определяют готовность ребёнка к школе.
Важным параметром является развитие графо-моторных навыков. Всё чаще педагоги дошкольных образовательных организаций сталкиваются с проблемой леворукости детей. Ведь такие воспитанники испытывают трудности и дискомфорт на занятиях художественно-эстетического цикла при вырезывании ножницами, лепке, рисовании.
В наше время не осталось дошкольных групп, в которых бы не было детей-левшей, но возникает другая проблема: как работать с такими детьми? Какие использовать методы, средства, приёмы работы? Ведь раньше считалось, что таких детей необходимо переучивать, все должны быть праворукими, но в методических рекомендациях министерства здравоохранения от 1985 года говорится о запрете переучивания левшей. Переучивая, мы вмешиваемся в естественно сложившийся индивидуальный профиль мозговой латерализации, т.е пытаемся переделать биологическую природу ребёнка. Не переучивая – сталкиваемся с комлексом проблем, возникающих в ходе ежедневной работы, а главное, как качественно подготовить такого ребёнка к школе, учитывая последние изменения и требования Федеральной Основной Образовательной Программы к портрету выпускника дошкольной образовательной организации.
Из опыта работы моей работы находит подтверждение факт, что увеличивается количество леворуких детей с каждым годом. В моей группе их 5 человек. Для того, чтобы помочь своим воспитанникам сейчас и в дальнейшем при обучении в школе, я использую стандартные приёмы работы для общего психомоторного развития: лепка (скатывание и сплющивание пластилина, создание целостного образа). Лепка активизирует работу нервных клеток на кончиках пальцев рук, способствует укреплению мышечных волокон кистей -миофибрилл. Лепка с использованием пластилина, солёного теста, кера-пласта.
Вырезывание геометрических фигур, резание по пунктирной линии, по спирали, по ломанной линии способствует не только автоматизации навыка вырезывания, но и способствует развитию кинестетической памяти.
Развитие моторных навыков художественно-изобразительной деятельности как привычными для нас средствами, так и с использованием разных материалов: соль, манная крупа, гречка, полиэтиленовые пакеты, фольга и т.д. В работе активно используются схемы поэтапного рисования, трафареты.
Развитие графомоторики включает в себя работу по освоению навыками письма. Данный вид деятельности предполагает обведение по пунктиру кружков, овалов, палочек - наклонных и прямых, длинных и коротких, крючков – элементов, выполнение заданий «Продолжи сам до конца строки» и т.д. В настоящее время воспитанники пишут печатными буквами слова, фразы, предложения, так как уровень освоения ФОП ДО находится на завершающем этапе.
В работе по развитию психомоторных навыков очень помогают различные нейротренажёры, задания в которых основаны на межполушарном взаимодействии. Например, «Пройди обеими руками лабиринт», «Нарисуй одновременно обеими руками по пунктиру бабочку». Очень заинтересовала детей сенсомоторная игра с полотном «Руки- ноги», в режимных моментах используем комплекс кинезиологической гимнастики, например: «Змейка – цепочка», «Дом – ёжик - замок», «Кулак – ребро – ладонь, «Вилка – коза – зайчик», «Зайчик – колечко – цепочка», «Флажок – рыбка – лодочка».
Использование игрового пособия «Повтори за мной», состоящего из цветных помпонов малого размера, четырёх цветных палочек, ярких резиновых шариков и карточек с заданиями, способствует усилению взаимодействия между полушариями головного мозга. Такие игры проходят весело и интересно. Деятельность педагога становится интересной, насыщенной, а главное- даёт хороший практический результат. Важно придерживаться принципа систематичности и, чтобы работа проводилась в комплексе с другими видами деятельности.
Родители довольны, дети вовлечены в деятельность и успешны, а педагоги рады за воспитанников.