Быть в движении – значит укреплять здоровье
Быть в движении – значит укреплять здоровье
(из опыта работы)
Автор: Рожкова Альбина Константиновна
МБДОУ №13, г. Мурманск
Физическое воспитание, которому в ДОО уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепления здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и др.), овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.
Каждый родитель хочет увидеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер: хочет достать игрушку, дотянуться до мамы, поднять рукой свою ногу.
Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов.
При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И, напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжке с разбега рассчитать так, чтобы в нужном месте оттолкнуться и перепрыгнуть препятствие.
Во время выполнения движений детьми воспитатель активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. Особенно важно поддерживать в детях желания и умения преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.п.), самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент. Например: неширокую канавку можно перепрыгнуть с места или с разбега, а вот широкую надо спуститься с одной стороны и вылезти с другой, или обежать (если одна короткая); над речкой по доске легко пройти, ставя ступни обычно, по двум параллельным жердочкам придется ноги расставлять пошире, а по круглому бревну безопаснее пройти боком, делая приставные шаги.
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных дружных действий – прошли ровной колонной, согласованно выполнили подскоки. Богатая разнообразными движениями деятельность детей делает их пребывание на воздухе интересным и длительным.
Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их дошкольниками. Прыжки и метание, совершенствуя координацию движений, в то же время относительно мало влияют на развитие выносливости. Вместе с тем упражнения в ходьбе и беге, способствующие, при определенных условиях, формированию важного для жизни качества – выносливости, мало содействуют образованию координаций, связанных со сложными движениями рук. Свобода применения достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает большие возможности для проявления детьми активности, инициативы и творчества.
Исследованиями доказано влияние разнообразных физических упражнений на становление и развитие речи ребенка в период формирования у него второй сигнальной системы. Однако чрезмерное увлечение движениями, беспрерывные активные действия оказывают неблагоприятное воздействие на ребенка. Все функциональные системы напрягаются, если их деятельность превышает возможности детского организма.
Правда, у детей обычно происходит как бы саморегуляция – активные движения чередуются с более спокойными. Например, ребенок быстро прибежал к игрушке, остановился, пробежал уже с ней, присел, перешагнул. Чередование движений с участием различных групп мышц позволяет давать передышку и тем самым увеличивает длительность двигательной деятельности, не создавая перегрузки. Такое чередование стимулирует развитие двигательных качеств, необходимых в игре, жизненных ситуациях, трудовых процессах.
В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых – родителей, воспитателей, старших братьев и сестер - для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием.
Младших детей интересует сам процесс движения, действия в игре, поэтому они, например, и не убегают от ловушки, а бегут к ней на встречу. Пример взрослого лучше всего воспринимается ими в совместной деятельности, например при катании и бросании мяча старшему, пролезании в обруч, который держит мама. Важным для малышей оказывается мотив эмоциональной привлекательности – красивый яркий обруч, звучащая погремушка.
Старшие дошкольники интересуются результатами своих действий: научился долго отбивать мяч, прыгать через скакалку, попадать битой в городки. Здесь важен наглядный результат – попал в корзину, подпрыгнул и достал до ленточки, влез до верха лестницы.
Опираясь на такие первоначально возникшие у ребят интересы, взрослые должны стремиться их закрепить. Своим положительным отношением , справедливой оценкой возбудить у ребенка желание физического совершенствования. Поддерживаемый взрослыми интерес, их внимание к достижениям детей стимулируют дальнейшее стремления их к активной деятельности, к возможности попробовать свои силы в новых достижениях.
Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности. Увеличивается умение детей самостоятельно организовывать игры и упражнения, найти себе занятие по душе, в соответствии со своими желаниями и возможностями.
Особое внимание следует уделять малоактивным детям, стимулировать их двигательную деятельность, предлагать им интересные упражнения, чаще включать в веселые игры сверстников, словом, помочь каждому ребенку, проявить имеющиеся у него способности.
Другого подхода требуют дети, двигательная активность которых ограничивается после перенесенных заболеваний. Их нельзя исключать из веселых упражнений и игр, сажать на скамейку, запрещать всякие движения, что может привести к снижению у них потребности в активной деятельности. Следует посоветоваться с врачом и найти доступную форму участия, например, раздать и собрать мелкие физкультурные пособия (платочки, флажки), выполнять упражнения в невысоком темпе, выбрать считалочкой водящего в игре. Постепенно включать их в те движения, которые не вызывают большой нагрузки: ходьба, перешагивание, метание, передача мяча и др.
Заниматься с детьми следует постоянно, систематически. Полезно для здоровья малышей организовывать двигательную активность утром, после завтрака, спустя 20-25 минут. Если это не получается, нужно найти удобное время, соблюдая рекомендации врачей: нельзя активно двигаться непосредственно перед едой, сразу после нее, перед дневным или ночным сном.
Физическим упражнениям и подвижным играм в ДОО отводится достаточное время в режимах дня.( утренняя гимнастика, физминутки между занятиями, физкультурные занятия, подвижные игры и спортивные упражнения на прогулках утром и вечером, физкультурные досуги и праздники.)
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физ.упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.
В нашем саду проводится как утренняя гимнастика, так и гимнастика после сна, подвижные игры, пальчиковая и дыхательная гимнастика, а также креативная гимнастика. Все это направлено на укрепление здоровья детей.