Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Игровая деятельность детей и ее диагностика

Дата публикации: 2024-03-13 18:45:49
Статью разместил(а):
Ефимова Наталья Валерьевна

Игровая деятельность детей и ее диагностика

Автор: Ефимова Наталья Валерьевна

ГБОУ Школа № 2089, г. Москва

 

Аннотация: В статье рассказывается о ведущем виде деятельности дошкольников - игре. Рассматривается диагностика игровой деятельности через игровые методики.

Ключевые слова: дошкольники, игра, диагностика.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Детская игра. Ребёнок играет не ради внешнего результата, а потому что хочет играть, как только этот мотив меняется игра перестаёт быть игрой. Это деятельность ребёнка в условной (мнимой или воображаемой) ситуации.

Игра возникает из условий жизни ребёнка в обществе и отражает эти условия. В ней происходит (первичная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым).
Игра имеет непосредственное значение для социального развития ребёнка, именно в игре он примеряет на себя ролевое поведение, начинает понимать нюансы поведения людей, учиться подчиняться поведению, определённым навыкам.

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Диагностика игровой деятельности через игровые методики.

Дошкольники имеющие развитые игровые навыки соответствующие своему возрасту имеют развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют логическое мышление речи, воображения. То есть адекватный уровень познавательного развития что является важной предпосылкой школьной готовности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия необходимо иметь представление о развивающем значении ролевой игры: знать её специфику, закономерность её развития, уровень сформированной у своих воспитанников.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:

- Распределение ролей
- Основное содержание игры
- Ролевое поведение
- Игровые действия
- Использование атрибутики
- Использование ролевой речи
- Выполнение правил.

Возрастные категории: от 2 до 3.5 лет, от 3.5 до 4.5, от 4.5 до 5.5, старше 5.5 лет.

Распределение ролей:

1 уровень. Отсутствие распределения ролей, роль выполняет тот кто завладел ключевым атрибутом.
2 уровень. Роли распределяются под руководством взрослого с наводящими вопросами.
3 уровень. Самостоятельное распределение ролей без участия взрослого.
4 уровень. Дети самостоятельно распределяют роли и самостоятельно решают конфликтные ситуации.

Основное содержание игры:

1 уровень.  Действие с определёнными предметами направленные на другого.
2 уровень. Выполнение действий определяемых ролью.
3 уровень. Выполнение действий связанных с отношением к другим людям.

Ролевое поведение:

1 уровень. Роль не называется, она определяется игровыми действиями.
2 уровень. Роль называется. Выполнение роли сводится к реализации действия.
3 уровень. Роли ясно выделены до начала игры. Роль определяет и направляет поведение ребенка.
4 уровень. Ролевое поведение наблюдается во всем, на протяжении игры.

Игровые действия:

1 уровень. Игра заключается в однообразном повторении одного игрового действия.
2 уровень. Расширение спектра игровых действий, но игровые действия жёстко фиксированы.
3 уровень. Игровые действия многообразны и логичны.
4 уровень. Игровые действия имеют чёткую последовательность, разнообразную динамичность в зависимости от сюжета.

Использование атрибутики и предметов заместителей:

1 уровень. При подсказке взрослого.
2 уровень. Самостоятельное прямое использование.
3 уровень. Широкое использование атрибутики в том числе в качестве заместителя.
4 уровень. Использование многофункциональных предметов и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов.

Использование ролевой речи:

1 уровень. Отсутствие ролевой речи.
2 уровень. Наличие ролевой речи.
3 уровень. Наличие ролевой речи и периодически переход на прямое обращение.
4 уровень. Развёрнута ролевая речь на протяжение всей игры.

Выполнение правил:

1 уровень. Отсутствие правил.
2 уровень. Правила явно не выделены, но при возникновении конфликтной ситуации правила побеждают.
3 уровень. Правила выделены и соблюдаются, но при этом могут нарушаться в эмоциональной ситуации.
4 уровень. Соблюдение всех оговорённых правил на протяжении всей игры.

 

. . . . .