Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Какие сюжетные игры можно организовать дома?

Дата публикации: 2024-03-13 20:57:42
Статью разместил(а):
Черникова Ирина Николаевна

Какие сюжетные игры можно организовать дома?

Автор: Черникова Ирина Николаевна

ГБОУ Школа № 1161, г. Москва

 

Детство! Какая это замечательная пора в жизни ребёнка! Каждый день он открывает для себя что-то новое, чему-то удивляется, над чем-то задумывается. И всё это он откладывает в свою «копилку» жизненного опыта. Очень многому ребёнок должен научиться, и большим помощником в этой его работе будет игра.

Среди игр отдельное место занимают сюжетно-ролевые (творческие) игры.

Основной особенностью этих игр является отражение детьми окружающей жизни, действий и деятельности людей.

Большое значение эти игры имеют в нравственном воспитании ребёнка, в формировании его как личности.

В настоящее время нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению. Родители в силу занятости, или неумения, или непонимания того, какое значение имеет для ребёнка игровая деятельность, редко играют с детьми. В такой ситуации, когда нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению, ослабляются игровые связи, начинают исчезать традиционные сюжеты и правила игры, и средством для игры остаётся лишь игрушка, не способная, к сожалению, заменить живое общение, познание взаимоотношений.

Что же нужно для того, чтобы ролевая игра возникла? Ведь одного умения действовать с предметами, которому научили взрослые ребёнка, недостаточно. Прежде всего, необходимо воспитать у детей самостоятельность. Ведь творческая ролевая игра ребёнка является, прежде всего, его самостоятельной деятельностью.

Именно в ролевой игре дети сами выбирают партнёров по игре, сами устанавливают правила и следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Они являются творцами игры, её создателями.

Развивая самостоятельность у детей, родители должны интересоваться играми детей, расширять их сюжеты. Сюжеты детских игр разнообразны. Они зависят от эпохи, в которую живут дети, от быта, от семьи. Жизнь семьи, отношения старших и младших в ней, отношение к своим обязанностям является для детей примером, который находит отражение в игре.

Знакомство с окружающей действительностью, расширение кругозора ребёнка способствует развитию сюжетов ролевых игр.

Но важно не только во что играют дети, но и как. Поэтому родители должны насыщать игру таким содержанием, которое способствовало бы воспитанию человеческой морали.

Необходимо, чтобы ребёнок отображал в игре то, что мы хотим увидеть впоследствии и в его собственном поведении. Внимание к товарищам, доброжелательное отношение к людям, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду – всё это должно быть воспитано у ребёнка в правильно организованной игре.

Неправильно было бы думать, что развитие игры в дошкольном возрасте происходит стихийно, что ребёнок без помощи взрослых может понять общественные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности. Специальные исследования и педагогический опыт показывают, что новое содержание должно быть внесено в игру взрослыми. Конечно, вмешательство взрослого в детскую игру требует большого такта. Вмешиваться в детскую игру следует в тех случаях, когда она представляется нежелательной, вредной в воспитательном отношении, или когда ребёнок много раз повторяет одни и те же действия и игра начинает ему надоедать. Руководить детской игрой лучше всего играя вместе с ребёнком. Дети очень любят и ценят совместные игры с родителями. Почти во всякой игре взрослый может найти себе такую роль, которая даст возможность незаметно руководить игрой, обогащать её содержание.

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

Сколько времени нужно уделять игре?

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра, и тогда нет смысла продолжать её дальше.

Роль родителей в игре.

Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

1. Игра не должна строиться на принуждении.

2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.

3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.

Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.

Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый - это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый - это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно  главный герой.

Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше вспомните, насколько хорошо вы объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого? Возможно, стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных игр? Также родителям следует повнимательнее приглядеться к «чудищу», в которого превращается ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это - скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.

Самые распространённые сюжетные игры.

Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра - это игра в «семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителя требуется только ее контролировать, а также постараться понять, как он оценивает родителей и близких, не существуют ли какие-либо проблемы.

Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно, если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в шофёров, врачей, полицейских, учителей и т.д.

С помощью исторических игр, например, в рыцарей, принцесс можно познакомить ребенка с другим миром, развить интерес к историческому прошлому.

Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать строительству домика для ребенка - под столом, накрытым шторой, из стульев, из подушек и т. д. Даже взрослым необходимо пространство для уединения, где можно собраться с мыслями, почувствовать себя защищённым, дошкольнику же особенно это важно. Это место, которое он может осознавать как «своё» и предаться там своим фантазиям.

Как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры? 

До 3-х лет:

- Сначала ребенка знакомьте с предметами (например, кукла или машинка).
- Учите выполнять действия с этими предметами (куколку надо убаюкать, а машинку везти)
- Усложняйте правила игры - появляются несколько предметов и несколько действий: куклу сначала баюкают, затем укладывают в кровать (появляется второй предмет и второе действие), накрывают одеялом (появляется третий предмет и третье действие).
- У ребенка до трех лет еще не сформировалось свое «Я». Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. Хотя это еще не полноценная игра, а только ее начало - в игре отсутствует диалог.

Развитие игры по возрастам:

3-4 года: 

- Чем больше ребенок будет знать предметов и действий с данным предметом, тем разнообразнее будут в дальнейшем его игры. А самих таких предметов (как и во взрослой жизни) может быть великое множество.
- В три-четыре года начинается возраст «почемучек». Ребенок часто задает новый вопрос, даже не дослушав ответ на предыдущий. Это связано с тем, что он интенсивно начинает познавать мир. Начинает интенсивно развиваться и играть.
- Ребенок начинает брать на себя роли, возникают непродолжительные диалоги. Игра остается непродолжительной по времени. Ребенок начинает комбинировать события. Например, девочка играет роль «мамы», а кукла – это ее «дочка». «Мама» накрыла на стол и тут входит настоящая мама, которая входит в роль «гостьи» с другой куклой «своей дочкой». «Гостья» вступает в диалог с «мамой», спрашивает о чем-то («как дела?»). «Мама» предлагает выпить вместе чай, так как у нее «накрыт стол». Так возникают первые диалоги, и усложняется игра.

4-5 лет:

- Становятся более развернутые сюжеты. У детей становится больше опыта: например, играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, принимают «специалисты». Есть пациент (пациенты), медсестры.
- Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения.
- Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут же «в семье» может возникнуть ситуация - «ребенок заболел». Возникает следующий сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в игру «водителя  скорой помощи».
- Активно развиваются ролевые диалоги.

5-7 лет:

- Развернутые сюжеты игр, детализация сюжетов. Дети вносят все больше и больше предложений в игру, поэтому игра становится продолжительней по времени и интересней по сюжету. Все события для игр дети берут из реальной жизни.

 

. . . . .