Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2024-03-16 19:14:55
Статью разместил(а):
Размачаева Лариса Васильевна

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста

Автор: Размачаева Лариса Васильевна

МБОУ Одинцовская СОШ № 3 (СП «Детский сад»), Московская область

 

Аннотация: Автор в данной статье поделится знаниями о формировании основ безопасного в дошкольном возрасте.   

Ключевые слова: безопасность, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности»,  как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

Анализируя классификацию источников опасности, мы видим, что, какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он не находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как скрытых, потенциальных.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей. Она даёт ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которыми делают возможным освоение. Казалось бы, недосягаемой для него действительности». Игра - моделирующая реальность, является эффективным средством её осознания. Поэтому игры, как модели определенной предметной деятельности, широко используются мной в области обучения и образования.

В практике я широко использую такие методы игрового обучения: моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, имитационно-игровые упражнения, игровое моделирование, тренинги и другие. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания, кроме того ребенок учится объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат. Анализ работы  показал возможность использования дидактической игры при формировании у дошкольников знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях.

Важным условием развития личности ребенка дошкольного возраста, освоения им опыта является взаимодействие (сотрудничество) детского сада и семьи. Федеральным государственным образовательным стандартом определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГОС ориентирует родителей  на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка-дошкольника, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Анализ работы показал, что результативность такого взаимодействия в значительной степени определяется характером поведения самих взрослых (их знаниями, умениями, опытом) и их готовностью к совместной целенаправленной деятельности по формированию опыта безопасности жизни у дошкольников.

В настоящий момент мои  воспитанники - дошкольники постоянно окруженны вниманием взрослых, но скоро в школу, там родители не смогут постоянно опекать их. Кроме этого современные дети с удовольствием играют в компьютерные игры, в которых  они могут прожить несколько жизней, однако, наряду с этим возникает проблема заключающаяся в том, что у детей чувство страха  отсутствует, они не осознают, что в реальной жизни она одна, и их жизнь и здоровье - это главная ценность. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос.

Таким образом, осознав важность данного вопроса, я поставила перед собой цель: формирование и систематизация   у детей,  осознанного выполнения общепринятых норм и правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях повседневной жизни,  стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение.

Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:                                      

 - изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;

- научить детей выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости – действовать;

- разработать перспективный план и конспекты по правилам безопасности жизнедеятельности;

- внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников;   

- создать систему в работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.

В своей работе я использую наиболее приемлемые формы работы с детьми дошкольниками: непосредственно организованную образовательную деятельность, просмотр видеоматериалов, мультимедийных презентаций, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, игры-беседы, игры-инсценировки, прогулки, экскурсии, дидактические игры,  развлечения по каждой теме.

Я знакомила детей с ГИБДД, рассказывала о том, кто там работает, о труде полицейского-регулировщика. 

Расширила представления детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Ребята познакомились с транспортом специального назначения «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция» и др., их особыми правилами движения по улице. Через сюжетно-ролевую игру «Транспорт» закрепила понятие о правилах поведения в общественном транспорте. А дидактические игры «Светофор», «Собери знак», «Дорожные знаки», «Знак заблудился» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.

В своей работе, помимо традиционных, я  использую нетрадиционные формы работы с родителями, для установления контактов,  привлечения внимания родителей к ДОУ, повышения их образованности в вопросах развития и воспитания детей. 

Одной из продуктивных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Мы используем нетрадиционные формы проведения родительского собрания: круглый стол, семинары-практикум. В ходе семинара-практикума «Безопасность детей на улицах города» родители презентовали макеты микрорайонов, выполненные совместно с детьми. Очень эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. Важно показать родителям чего достиг их ребенок, какими овладел знаниями и навыками.

Не зря существует всеми известное стихотворение «Что такое хорошо, а что такое плохо». Правила окружают нас по всюду, если бы их не было, то в мире бы творился хаос. Так как, если люди не знают, как нужно поступать в той или иной ситуации, то откуда они будут знать верно это или нет. Так и с ПДД, если их не соблюдать, то на дороге начнется самый настоящий хаос: машины будут всегда ехать, сигналить друг другу, а то и хуже, столкнуться с друг другом и тем самым произойдет авария. А как же пешеходы, им вообще будет опасно находится с зоной движения, и они никогда не смогут перейти дорогу, а значит и не смогут прийти в нужное для них место.

Именно поэтому основы ПДД нужно закладывать еще в раннем возрасте.

А лучший пример для ребенка, это его родители, которые должны показывать ему пример. Например, по дороге в детский сад обратите внимание на «зебру» - она же пешеход, скажите ребенку, для чего она нужна на дороге. Далее обратите внимание ребенка на светофор, подробно расскажите для чего он нужен на дороге: регулирует движение автомобилей и пешеходов. Отметьте, что в светофоре три цвета: красный, желтый и зеленый, это главные и начальные цвета для дошкольников, уже ребенок двух лет понимает и изучает цвета, и эти три главных цвета светофора, для него как раз актуальны.

Гуляя с ребенком по тротуару, объясните ребенку, что это место для пешеходов, а дорога для автомобилей называется проезжей частью. Любимая езда детьми на велосипеде, самокате и беговеле осуществляется только на тротуаре. Пусть дети запомнят это раз и навсегда!

Но помимо ПДД есть и другие правила, которые также важны для детей.

Ведь в дошкольном возрасте закладываются все самые важные правила безопасности, которые останутся с ребенком на всю жизнь и будут помогать ему в любых опасных ситуациях. В обучении правил безопасности должны принимать участие не только родители, но и детский сад, а в дальнейшем и школа. Очень важно в этом возрасте изучать ПДД через дидактические игры: например, начинать со светофора, затем изучать транспортные средства: грузовые и легковые автомобили, затем переходить на общественный транспорт.

Необходимо в детском саду нарисовать зебру и каждый раз, переходя через нее говорите: «Стой, дорога», и тогда останавливаться перед дорогой у ребенка войдет в привычку. Детям в этом возрасте необходимо также закреплять ПДД и через развитие мелкой моторики, например, лепка «Светофор», конструирование «Улица нашего города», рисование «Зебра». Подвижные игры также играют важную роль при изучении ПДД: «Машины едут», «Бегите ко мне», «Воробушки и автомобиль», «Автомобиль», «Светофорчик».

Знакомство с безопасностью у ребенка происходит через беседу со взрослыми, просмотр мультфильмов, познавательных видеороликов, а также через художественную литературу, в особенности, когда дети еще не умеют читать они изучают иллюстрации в книгах и на основании этого делают выводы, или же если им что-то непонятно, то они задают вопросы взрослым и они все вместе разбирают ситуацию и находят пути выхода из этой ситуации.

Очень важно не забывать правила безопасности, ведь они делают нашу жизнь безопасней. Если будем следовать правилам, то многие опасности обойдут нас стороной. Давайте серьезно отнесемся к проблеме и будем формировать основы безопасности у детей с раннего возраста.

 

Список литературы:

1. Блинова Г.А. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2018 г.

2. Скоролупова О.А.  Занятия с детьми старшего возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: изд. «Скрипторий», 2016 г.

 

. . . . .