Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Направления работы по профилактике нарушений речевого развития в раннем и младшем дошкольном возрасте

Дата публикации: 2024-04-25 10:28:47
Статью разместил(а):
Мащёнок Алеся Михайловна

Направления работы по профилактике нарушений речевого развития в раннем и младшем дошкольном возрасте

Автор: Мащёнок Алеся Михайловна

ГБОУ Школа № 2127, г. Москва

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что о важных направлениях работы по профилактике речевого развития в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Ключевые слова: моторика, пальчиковые игры, су-джок, артикуляционная гимнастика, логоритмика.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование

 

Одним из важных направлений развития малыша является развитие его моторики — как общей (разнообразные движения тела), так и мелкой (движения кистей и пальцев рук). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Развитие моторных навыков включено в процесс речевого развития и играет в нем важную роль. Учеными доказано особое значение развития моторики рук и пальцев, ее связь с уровнем развития речи и мышления ребенка. Подражание движениям рук, разнообразные действия руками, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. При этом особое значение имеет антиципация, не только как центральное психологическое новообразование, но и как базовый принцип освоения любого вида деятельности.

Цели и задачи использования пальчиковых игр в работе с детьми раннего возраста:

- Развитие согласованных движений обеих рук.

- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Как было указано, ранний возраст – это период овладение ребёнком фонематической системой языка. В связи с этим необходимо проводить большую работу в данном направлении. Огромным потенциалом для  этого обладают артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — комплекс специально подобранных упражнений для подвижности речевых органов с целью тренировки их мышц. Выполнение артикуляционной гимнастики развивает силу и координацию, переключаемость артикуляционных движений, что способствует не только формированию звукопроизношения, но и улучшению общего звучания речи, ее темпа, ритма, разборчивости.

Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений, направленный на развитие физиологического и речевого дыхания. Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров, а также профилактике и лечению заболеваний дыхательной системы.

Одним из способов оздоровления детей и формирования правильной речи – является логопедическая ритмика. Логоритмика – способ устранения речевых нарушений, в основе которого лежит музыка, слово и движение. Речь формируется благодаря системе дыхания, артикуляционных и ритмических упражнений. Основной задачей логоритмики является выработка правильной речи с помощью двигательной сферы, при котором главным инструментом преодоления нарушений будет играть музыка .

Ритм является компонентом, имеющим отношение к распределению движений во времени. Ритмичные движения легче усваиваются. Ритмичность движений облегчает их автоматизацию, что имеет огромное значение для работы по речевому развитию детей раннего возраста. Состояние двигательных функций влияет на осуществление речи. Известно, что мелодика родного языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждой нации. Звуковая, словесная, музыкальная формы речи усваиваются ребенком до восприятия их смыслового значения в виде повторения звуков. В процессе использования логоритмики развивается особого рода произвольная двигательная активность, которая выявляется как ритмически сформированные двигательный и речевой навыки. В основе использования логоритимик с целью развития моторного и речевого ритмов у детей раннего возраста и младшего дошкольного лежат следующие базовые положения:

– моторная природа неречевых и речевых ритмических процессов;

– рассмотрение общей и речевой моторики в рамках физиологии формирования произвольных движений;

– двигательные компоненты речевого навыка (речевое дыхание, голос, артикуляция) и их координация;

– возрастная последовательность развития моторного ритма от временных характеристик движений к пространственным.

Таким образом, использование логоритмики в речевом развитии детей третьего года жизни создают благоприятный фон для работы по развитию речи.

Ещё одним направлением, которые можно активно использовать для речевого развития ребенка раннего возраста - это Су-Джок. Су Джок – это одно из направлений, которое основано на воздействии на определенные биологически активные точки кистей и стоп, где начинаются либо заканчиваются проходящие через всё тело человека энергетические меридианы (в переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа)

Формы работы с Су Джок – самые разнообразные.  Применяя данную технологию с детьми раннего возраста, необходимо использовать пальчиковые упражнения с шариком Су-Джок. Движения могут быть различными – круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок-терапии являются:

1) высокая эффективность – при правильном применении всегда наступает выраженный эффект;

2) абсолютная безопасность – стимуляция точек соответствия приводит к излечению, неправильное применение никогда не наносит вред человеку - оно просто неэффективно;

3) универсальность – упражнения с использованием Су Джок терапии могут применять и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;

4) простота применения – для получения результата достаточно проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су Джок шариков, которые свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

 

Список литературы:

1. Аверина В.О., Лещенко С.Г. Логоритмика как метод укрепления здоровья и формирования правильной речи // Современные технологии в физическом воспитании и спорте : материалы всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого". Тула. 2018.

2. Волошина Л.А. Организация здоровьесберегающего пространства Дошкольное воспитание. М.: Изд-во МГОУ, 2004.

3. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

4. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. – М.: Просвещение 2000. – 216 с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2008.

6. Пак ЧжэBy. Су Джок для всех. – М.: Су Джок Академия. – 2000.

 

. . . . .