Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Здравствуй, пальчик! Как живёшь?

Дата публикации: 2021-09-06 06:01:38
Статью разместил(а):
Черкасова Галина Николаевна

Здравствуй, пальчик! Как живёшь?

Автор: Черкасова Галина Николаевна

МБОУ "Володарская СОШ", пос. Володарского, Московская область

Аннотация: в статье рассматривается актуальный на сегодняшний день вопрос о развитии мелкой моторики у детей раннего возраста.

Ключевые слова: мелкая моторика, пальчиковые игры, дошкольники.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития … Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования установил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, направленные на создание социальной ситуации развития для детей и обеспечивающие поддержку их инициативы и самостоятельности в специфических для них видах деятельности, ведущим из которых является игра, её обогащение, выделение достаточного игрового времени и создание органичного игрового пространства.

Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль. Эта особая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается, познаёт огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников должны проходить в форме игры.

Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребёнка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми, формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры.

В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогают детям освоить счёт, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение и речь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения; помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп; учит соблюдению речевых пауз. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неукоснительно растёт объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это — основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний — психологи, лингвисты, физиологи, логопеды, дефектологи. Ими предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи. Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка (младший дошкольный возраст): к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи ребёнка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.

Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков ещё в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».

Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребёнка, отслеживали этапы становления различных навыков.

Этапы формирования кистевых и пальцевых навыков.

В возрасте от 0 до 1 месяца формируется первая двигательная функция руки — хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, он плотно сжимает их.

В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2-3 секунды. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания — сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребёнок вскидывает ручки при оживлении.

Начиная с 3 месяцев появляются условно-рефлекторные движения. Ребёнок удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет в рот. Совершает энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.

У четырёхмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 секунд. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.

В возрасте 5 месяцев ребёнок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении двигательного времени ритмически взмахивает руками, при этом издаёт неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а также к близкому предмету.

В 6-7 месяцев ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Обороняется руками при приближении руки с мылом.

В 8-9 месяцев крепко сжимает отбираемую игрушку. Берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании. Начинает проявляться преобладание одной руки.

После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность.

В возрасте 10-11 месяцев ребёнок накладывает один предмет на другой. Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.

В 12 месяцев держит чашку, когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты.

В 1 год и 3 месяца пользуется ложкой, чертит карандашом — чаще круги. Манипулирует несколькими предметами, отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совочком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т. д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развёртывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом.

С 11 месяцев до 1 года 3 месяцев появляются функциональные действия. Наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.

Совершенствуются действия рук — кулачок разжимается, пальцы действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

В возрасте 1-2 лет ребёнок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

В возрасте 2-3 года открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребёнок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Обнаружив у ребёнка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, нужно заняться с ним пальчиковой гимнастикой (игрой).

С чего начать занятия пальчиковой гимнастикой (игрой)?

1. Сначала взрослому необходимо самому показать игру.

2. Затем взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

4. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

  • Не проводите игру холодными руками. Их можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

  • Если в новой игре имеются незнакомые детям персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

  • Пальчиковые игры с детьми до 2 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка. Детям старше двух лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

  • Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

  • Используйте максимально выразительную мимику и эмоциональную окраску текста стихотворения.

  • Делайте в подходящих местах паузы; говорите то тише, то громче; определите, где можно говорить очень медленно; повторяйте, где это возможно, движения без текста.

  • Выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми.

  • Проводите занятия весело; не делайте замечания малышу, если на первых порах он что-то делает неправильно; поощряйте успехи.

Вы можете сами придумать пальчиковую игру на понравившееся стихотворение. Например:

Кто там топает по крыше?

Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

Топ-топ-топ.

На слова «топ-топ-топ» подбираем движения, имитирующие стук капель дождя. Это могут быть хлопки в ладоши, по коленям, стук кулачками или пальчиками по поверхности стола.

В первой, третьей и пятой строках нет описания реального объекта, который можно изобразить. Для этого существует ряд движений, подходящих независимо от содержания. Это вращения кулачками по отдельности или попеременно, поочерёдное касание пальчиками противоположных пальчиков соединённых ладошек, постукивание кулачками, массаж пальчиков и др.

А вот в предпоследней строке говорится о кошке. «Кошка» в пальчиковых играх изображается так: указательный, средний и безымянный пальцы согнуты к ладошке, большой палец и мизинец подняты вверх. Теперь объединяем стихотворный текст и движения. Получилась игра!

Больше всего на свете ребёнок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут движения ребёнка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Желаю вам успехов и приятных минут общения с ребёнком!

 

Список литературы:

1. Пальчиковые игры. Волгоград: Издательство «Учитель», 2019г.

2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г.

3. Здравствуй, пальчик! Как живёшь?: картотека тематических пальчиковых игр. Волгоград: Издательство «Учитель», 2020г.

4. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М: Издательство «АСТ», 2020г.

5. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. СПб: Издательство «Корона.Век», 2018г.

6. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. М: Издательство ТЦ «Сфера», 2020г.

7. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. Волгоград: Издательство «Учитель», 2020г.

 

. . . . .