Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Игры и упражнения как методы формирования навыков самообслуживания у детей с ОВЗ

Дата публикации: 2021-09-27 16:32:15
Статью разместил(а):
Багдасарян Айкануш Армавировна

Игры и упражнения, как методы формирования навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья 

Автор: Багдасарян Айкануш Армавировна

МДОУ "Детский сад № 40 "Березка", г. Серпухов 

 

В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Очень важно приспособить ребенка к жизни, развить познавательные процессы, эмоционально-волевые и личностные качества, заниматься физическим развитием детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важными для этих детей являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Занятия по формированию навыков самообслуживания должны носить игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи и тем самым отличаются от игр.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Дидактические игры дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов:

Основной принцип - это принцип активности и посильной самостоятельности. Воспитатель выполняет на занятиях только то, что ребенок не может сделать самостоятельно.

Принцип познавательной активности. Это эмоциональность воспитателя, так как она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствует стабильности их действий.

Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и др.) Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала.

Принцип поэтапности. Он заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения какого- либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату.

Принцип цикличности. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки и так далее), а при повторных показах (в третий-четвертый раз).

Принцип вариантности. Он осуществляется при повторении этого материала на других занятиях. Это учит ребенка переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнение не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждое повторное занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично усложняя программный материал.

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за телом, должно быть личным. Для этого нужно маркировать каждому ребенку предметы пользования (полотенце, зубная щетка, мыльница, расческа, кроватка, раздевальный шкафчик) одной меткой.

Можно использовать яркие картинки (цветок, флажок, елочка, грибок). В первое время пребывания в группе необходимо познакомить детей с его картинками и предметами, объясняя их назначение.

Нужно показать ребенку его полотенце, его вешалку, мыльницу, где лежит мыло и т.д. Но не только от чистоты и привлекательности умывальных принадлежностей зависит его отношение к гигиеническим процедурам.

На первоначальном этапе обучения, достаточно, чтобы ребенок знал место хранения предметов личной гигиены, умел находить их и отличать от других и дать ему понять, что пользоваться нужно только своими.

А чтобы в жизни стало реальностью, туалетную комнату надо сделать рациональной и удобной для малышей (туалетная бумага в том месте, где дети сидят на горшках, расчески возле зеркала, полотенца недалеко от умывальных раковин).

Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания очень важно использовать дидактические игры, которые являются для них наиболее подходящей формой обучения. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

Очень важно отобрать те дидактические игры для занятия, которые доступны детям. Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности.  Внимание ребенка во время игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. 

Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к кукле, которое переносится потом на сверстников.

Чтобы научить ребенка мыть руки, надо предварительно рассмотреть с ним сюжетные картинки, где изображены: девочка умывается, предметные картинки с изображением мыла, мыльницы, полотенца, зубной щетки и т.д.

Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями («Вымой кукле руки», «Мыльные перчатки», «Пузырики»).  Необходимо проводить игры с игровыми персонажами. При этом нужно познакомить детей с примерами из произведений «Мойдодыр», «Маша-растеряша», «Федорино-горе». В целях закрепления этих представлений используются игры «Утро наступило», «Маша-замарашка», «Чистота- та же красота», «Вымой кукле руки» и др.

При формировании навыков чистки зубов с детьми проводятся игры «Здоровые зубы – здоровью любы», «Поел-прополощи рот», «Помоги Маше почистить зубы».

При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть колготки) до целостного процесса.

Обучение происходит в естественной обстановке. Например, формировать умение надевать колготки. Сначала дидактические игры с картинками, предполагающие занятия: разложить их в последовательности одевания (картинки, изображающие предметы одежды, соответствующие сезону). Помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (на прогулку). Это такие игры как «Наша Катя проснулась», «Оденем куклу Катю на зимнюю прогулку», «Подберем куклам одежду», «Найди пару».

Регулярно надо проводить игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук: упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Это такие игры как «Волшебный шнурок», «Посади цветочки на лужок». Также используются предметно-схематические модели последовательного одевания на прогулку. Итак, все необходимые умения и навыки дети лучше усваивают в процессе игровой деятельности. В решающие моменты необходимо включать игры и упражнения, направленные на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Таким образом, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ТМНР возникают трудности. С помощью специально созданной программы коррекционного воздействия можно добиться положительных результатов.

Итак, навыки самообслуживания напрямую влияют на самооценку ребенка, являются важным шагом на пути к его социализации. Самообслуживание детей не сводится только к исполнительной части, оно обязательно включает и психические процессы, отражающие действительность и регулируют деятельность, ее исполнительный этап.

Заключение.

«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу и т.д.) является важным шагом на пути к социальной адаптации ребенка.

У детей с ТМНР из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.

Поскольку ведущим видом деятельности у детей с ОВЗ является предметная и начинает закладываться игровая деятельность, то основными методами формирования навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют формировать необходимые навыки.

 

Список литературы: 

1. Ануфриева А, Митюкова О. Игры и занятия для малышей. - Волго-Вятское книжное из-во, 1966.

2. Богина Т.Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987.

3. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: кн. для работников дошк. учреждений/ сост. В. И. Теленчи. - М.: Просвещение, 1987.

4. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002.

5. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СПб., 2003.

6. Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. Уч. пособие для студ. высш. уч. завед. - М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

7. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

8. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: [Воспитание культуры поведения в игровой форме]. - М.: Новая шк., 1994.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика/ Под ред. В. А. Сластенина. - М., 2002.

10. Смирнова Е.Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях. -2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1973.

 

. . . . .