Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Современные методы активизации родителей в совместной деятельности по воспитанию дошкольников

Дата публикации: 2021-09-30 06:28:21
Статью разместил(а):
Неустроева Ирина Анатольевна

Современные методы активизации родителей в совместной деятельности по воспитанию дошкольников

Авторы: Неустроева И.А., Бикбаева М.В.,

МБДОУ "Детский сад № 41", г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные методы активизации родителей на этапе дошкольного детства воспитанников. Раскрывается содержание работы, определены формы и методы.

Ключевые слова: воспитание дошкольников, родители дошкольников, формы взаимодействия, методы активизации.

 

Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.

В.А. Сухомлинский.

 

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм – воспитание.

Полемика о соотношении воспитания детей в семье или в детских садах имеет свою историю. Еще до революции ряд таких известных педагогов, как К.Д. Ушинский. П.Ф. Лесгафт и другие, считали, что воспитание ребёнка должно осуществляться до семи лет в семье. Некоторые авторы были противниками семейного воспитания (А.С. Симонович, К.Н. Ярош), объясняя свою позицию тем, что семья подает детям пример, в рамках ее – они не могут включаться в труд, становятся избалованными. П.Ф. Каптерев, внесший существенный вклад в разработку теории семейного воспитания, стоял на позиции сочетания семейного и общественного компонентов.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, об организации развивающей предметно – пространственной среды, подготовке его к обучению в школе. В процессе той или иной формы работы с родителями педагоги используют методы активации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциацией с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например, беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериала, презентаций, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Доказано, что если воспитатель выстраивает свое собрание в форме монолога, он заранее обречен на неудачу. Можно начать любую тему с постановкой вопроса, например, «Какого ребенка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребенку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникнуть по разным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например, «Нужно ли использовать физические наказания?», «Как применить метод «игнорирования ребенка?», «Идти ли уступки детям?» и т.д. Примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

В настоящее время разработаны и другие методы активации родителей, например, игровые. Родителям бросают мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например, «Что вас радует в ребенке?», «Что огорчает?», «Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?». Родителям можно дать игрушечный микрофон (предмет, его заменяющий) и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли.

Родители, как показывает опыт, единодушно отмечают любознательность детей, их потребность в общении, желание делать самостоятельные выводы и умозаключения. Например, ребенок спрашивает: «А масло сливочное из слив?», «Почему на небе только половины, куда она исчезает днем?» и др. О конкретности детского мышления свидетельствуют примеры: ребенок, впервые увидев море, воскликнул. Что воды «даже больше, чем в ведре»; или слова взрослого о том, что молоко убежало, советует его догнать.

К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые   занятия. Или можно записать режимные моменты, в которые помогут родителям увидеть своего ребенка в новой обстановке, узнать его получше.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствие такта, терпения, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей детей, отсутствия единых требований к детям. Важно формировать у них умение применять полученные знания. связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии.

В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывает следующее содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям и конфетной ситуации. Задача формирования у родителей умения самокритично оценивать себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, вставать на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами актуально для молодых отца и матери, у которых начинает складываться родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их воспитательной деятельности в дальнейшем.

Анализ ситуации может связывать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков взрослых и детей.

Следующий метод, более сложный, - решение педагогических задач, требующих самостоятельного ответа на вопрос: «Как поступить?». Родители могут применять полученные ими знания, а при ощущении недостатка знаний возникнет потребность в их пополнении. Этот метод способствует формированию у них умения видеть свои ошибки и намечать путь их преодоления.

Основным методом формирования родителей как педагогов является анализ собственной воспитательной деятельности, способствующий развитию самонаблюдения, самооценки. Для формирования этой способности можно применить инструкцию по самонаблюдению и наблюдению за ребенком.

Также рекомендуем использовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения. Этот метод активно применяется в образовании, психологии. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он даже может поставить под сомнение собственное представление о ребенке. Можно дать задание проиграть ситуации: «Успокойте плачущего малыша», «Найди подход к ребенку, не желающего выполнять вашу просьбу» и т.д. В условиях игровой обстановки родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в наилучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения.

Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком; не только словесного, но и эмоционального. Многие родители в результате участия в игровых тренингах открывали для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Нельзя, сея в душу ребенка семена негативных эмоций, получить взамен улыбку, любовь и радостный смех. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследование собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании.

Таким образом применение описанных методов приведет родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения.   

 

Список литературы:

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья- М.: Айрис-Пресс, 2001 75 с.

2. Данилина Т.А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2002.№ 4.- 56 с.

3. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями //Управление ДОУ. 2002. № 4. -78 с.

4.  Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. -М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.

 5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. -75с.

 

. . . . .