Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Воспитательное значение устного народного творчества для дошкольников

Дата публикации: 2021-12-13 21:52:54
Статью разместил(а):
Мартынова Надежда Николаевна

Воспитательное значение устного народного творчества для дошкольников  

Автор: Мартынова Надежда Николаевна

МБДОУ «Детский сад № 26 общеразвивающего вида»

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о роли фольклора в воспитании ребёнка дошкольного возраста. 

Ключевые слова: сказки, пословицы, загадки, личность, ребёнок, воспитание.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

«Русские книги, предания, пословицы…

Наконец, русские сказки – память

Нашего давно минувшего,

Хранилище русской мудрости».

Н.А.Некрасов

 

Песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки – это всё произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имён мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому. Устные произведения, созданные народом, выражают его мысли, его чувства, его мечты и надежды. Знакомство с сокровищами народной поэзии помогает глубже узнать нашу Родину. Прикосновение с замечательными произведениями устного творчества необходимо при воспитании  видящих прекрасное, глубоко любящих свою Родину людей.

Значение произведений устного народного творчества в процессе воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста велико. Народный фольклор является источником педагогического воздействия на дошкольника, базовой основой для воспитания нравственности, эстетических чувств, патриотизма. В процессе его освоения оказывается огромное влияние на эмоциональную и нравственную сферы ребёнка.

Функции воспитания устного народного творчества состоят в том, что оно способствует пониманию таких категорий, как добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность.

Не много в искусстве таких совершенных произведений как народные сказки. А.С.Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Сказка является особым средством воспитания нравственности дошкольника.  Издавна труд славился на Руси. Поэтому в сказках воспевался работящий человек, а лентяй наказывался, высмеивался. Василиса Премудрая соткала дивный ковёр, «Рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудрёными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие…» Какие красивые, ласковые слова подобрал народ. Василиса Премудрая – как «солнце ясное, светится. Все на неё дивятся, любуются, от удивления слова промолвить не могут». Две другие снохи царя лентяйки, нерасторопные. «Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры».

В сказках добро всегда побеждает зло. Добрым помогают, и звери, и люди. Падчерица угостила мышку кашкой, и та спасла её от медведя. Злые люди названы грубыми словами, они смешны.

«Наташка! Наташка! Сладка ль твоя кашка? Дай хоть ложечку!

Ишь какая! – закричала Наташка и швырнула в неё ложкой».

Народ показал своё представление о дружбе, о любви, которые ничего не боятся.

Сестрица Алёнушка, рискуя жизнью, спасает братца Иванушку. Во многих сказках дана воля шутке. Смысл таких сказок – в насмешке. Высмеиваются царь, барин, поп, жадные, хитрые, скупые люди. Сказочники смеются и над самим мечтанием, если оно пустое. Шёл по полю мужик – увидел зайца и размечтался: « Зайца убью, продам, куплю на те деньги свинушку. У неё будут поросята, выращу их – продам; стану богат, женюсь; вырастут дети, буду их учить – чтобы не притесняли людей, крикну: « Эй, вы, ребята!» Крикнул громко – спугнул зайца. Убежал заяц – унёс всё «богатство»!

Шуткой и насмешкой проникнуты и сказки о животных. Лиса хотя и хитрит, но и  сама попадает впросак: за жадность журавль наказал её – оставил без угощения, подал окрошку в кувшине. А у кувшина узкое горло – не достать окрошки лисе. И хотя в сказках действуют животные, но в их характерах мы узнаём людей – чаще всего хитрых, скупых, трусливых. Так открывается серьёзный человеческий смысл сказок.

Пословицы и поговорки издавна любимы их создателем – народом. Русские люди всегда с уважением относились к метким, мудрым и образным изречениям. Недаром в народе говорится: «Пословица век не сломится». В пословицах и поговорках народ правдиво отразил свой огромный жизненный опыт, неустанный труд, ненависть к угнетателям, борьбу за лучшую жизнь, свою историю и свой патриотизм. В образных и мудрых изречениях он запечатлевает свои обычаи нравы, чаяния и надежды. Едко и остроумно высмеивает своих врагов, клеймит такие отрицательные черты, как лживость, вероломство, двуличие, продажность. Много пословиц и поговорок создано уже в наше современное время. В них отражены черты современной народной жизни.

Трудно представить себе яркую, образную речь без пословиц и поговорок. Они применяются к разным сторонам жизни. Труд – всему основа. Труд украшает человека, возвеличивает его. Пословицы поучают: «Как сработаешь, так и поешь», «Без труда нет добра». Резко осуждаются бездельники, лодыри: «Ленивому всегда праздник», «Лодырю всегда нездоровится». Прославляются книги, знания: « Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость», «Мир освещается солнцем, а человек – знанием». Любовь к Родине: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха». М.Горький писал, что пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.

Уже в раннем возрасте ребёнок сталкивается с потешками, которые представляют один из малых форм фольклорных произведений. Для ребёнка становится важным смысловое содержание, ритм слов, возможность совершать различные действия при произношении текста. Он испытывает эмоциональный всплеск, а также это помогает изменить его поведение особенно в период адаптации к условиям пребывания в  детском  саду. С помощью потешки, народной песенки можно переключить внимание ребёнка на какую-либо игрушку, вызвать положительные эмоции по отношению к воспитателю, развивать чувство необходимости выполнять такие режимные моменты, как сон, умывание, причёсывание, приём пищи.

Загадки сочиняли люди с поэтическим дарованием. Тот, кто в горящей лучине увидел «красного петушка, что по жёрдочке бежит», был поэтом, как и тот, что сравнивал прозаическую редьку с девицей, томящейся в темнице. А какой глаз, и какой язык надо было иметь, чтобы сначала увидеть, а потом сказать про капусту: «Семьдесят одёжек и все без застёжек». Загадки не только интересны, но и красивы. Часто они представляют собой короткие стихотворения, занимательные и остроумные. Загадки развивают воображение и становятся впечатляющими образцами неожиданного, красочного, яркого мировосприятия.

Язык произведений устного народного творчества прост, ясен, краток, красив. В произведениях встречается юмор. Познавательное значение очень велико: у детей развиваются воображение, эстетические чувства, расширяется кругозор. Произведения устного народного творчества имеют большое воспитательное значение.

 

Список литературы:

1. Аникин В.М. Устное народное творчество. – М.: Академия, 2011.

2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Волшебный мир народного творчества. – М.: Просвещение, 2012.

3. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – М.: Сфера, 2012.

 

. . . . .