Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Патриотическое воспитание детей в ДОУ и семье

Дата публикации: 2022-01-18 11:07:42
Статью разместил(а):
Бикбаева Мария Владимировна

Патриотическое воспитание детей в ДОУ и семье

Авторы: Бикбаева Мария Владимировна

и Соболева Елена Владимировна

МБДОУ № 41, г. Иркутск

 

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». В.А. Сухомлинский.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки, которые открывают ему глаза в мир, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь, любовь к родному дому, к земле. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. 

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

Наш долг перед поколением победителей – сохранить историческую память о войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг живым ветеранам войны и трудового фронта, детям войны.  

В преддверии празднования Дня Победы в целях патриотического воспитания у дошкольников, любви к своей Родине и уважения к людям, которые ковали Победу с начала учебного года были проведены встречи с ветеранами, которые им рассказали, как в годы войны они трудились во имя Победы.

Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ № 41. Огромное чувство гордости у детей вызывает участие их родителей в жизни детского сада и группы. И поэтому, совместно с родителями групп в нашем детском саду был оформлен музей «Минувших лет живая память», посвященный дню Победы.

Дети подготовительной группы совместно с родителями приняли участие в конкурсе Песни и строя «На знамя Победы равняем шаг!». Были долгие репетиции построения, разучивание песни, совместно с родителями готовили форму. Но, наверное, самое важное было чувство поддержки друг друга, как до конкурса, так и после него.  И искренние чувства благодарности от родителей за сплочение, активную позицию, воспитание в детях наглядным примером взрослых уважения и любви к Родине.

Дети старшего дошкольного возраста участвовали в ежегодном конкурсе чтецов «Русское слово», который проходил в рамках Дня Победы.

Семьи воспитанников были участниками семейного конкурса «Памяти предков посвящается …». Были приготовлены интересные и трогательные видеоролики об родных, которые ковали Победу. 

При воспитании патриотизма в детях, вспоминая события минувших лет мы растим будущего гражданина. Это мы видим в рисунках детей. Воспитанники нашего детского сада стали победителями и лауреатами конкурсов, посвященных Дню Победы.

С огромным интересом и большой ответственностью ребята вместе с родителями приняли участие в оформлении «Книги Памяти». Совместные выходы к мемориалу «Вечный огонь» стали уже традицией в нашем детском саду. Также принимали участие в акциях «Окно Победы», «Бессмертный полк», в флэш-мобе детского сада «Споем вместе песню «Солнечный круг».

Глядя, на совсем ещё юный возраст дошколят, невольно задумываешься о том, а могут ли они понять, что такое война, боль, почувствовать тяжесть военных лет … Но, слушая, как они выразительно читают стихи, поют песни о войне или рассказывают о своих ветеранах, с интересом учувствуют в оформлении «Книги Памяти», понимаешь: могут.

Очень важно и нужно говорить детям подрастающего поколения о войне. Так у них формируется уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ, вырабатываются нравственно – патриотические чувства, формируются элементарные знания о Великой Отечественной войне.

Таким образом, от активного взаимодействия с родителями в образовательной деятельности дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

 

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2015. (Программа развития).

2.  Бородинова Т.А. Воспитание у детей любви к матери // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2007. №4. С. 34-39.

3. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Мозаика-Синтез, Москва, 2010.

4. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия,1985.

5. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез. 2017.

6. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

7. Избранные пословицы и поговорки / Общ. Ред. А.А. Прокофьевой. -М., 2010.

8. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2017.

9. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2017.

  

. . . . .