Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Труд дошкольников в семье

Дата публикации: 2022-02-16 07:38:40
Статью разместил(а):
Бикбаева Мария Владимировна

Труд дошкольников в семье

Авторы: Бикбаева Мария Владимировна

и Неустроева Ирина Анатольевна

МБДОУ г. Иркутска "Детский сад № 41"

 

"Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".

В.А. Сухомлинский.

В настоящее время основная часть дошкольников живет в благоустроенных квартирах, где, к сожалению, все меньше места отводится для свободных или творческих занятий детей, в том числе и для труда. Родители стараются красиво и удобно разместить мебель, учитывая в основном свои запросы и потребности. И в то же время мало внимания удивляют игру, предметам детского быта. А именно они помогают ребенку постигать азы жизни, труда — вначале в совместной игровой и трудовой деятельности с родителями, а затем — самостоятельно.

Скоро ваши дети пойдут в школу. Каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок как можно лучше был подготовлен к школе. Не забывайте и о том, что не менее важно воспитать в ребенке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Без них невозможно успешное обучение в школе.

От совместного труда ребенка и взрослого (уборка постели, игрушек, уход за животными, птицами и растениями) до появления сознательной трудовой деятельности проходит много времени. В этот период родители не должны упустить момент для создания условий, которые бы способствовали развитию у ребенка желания выполнять ту или иную работу самостоятельно. Не последнюю роль играют трудовые поручения детям. Взрослый должен не только предложить ребенку поручение, но и обязан научить его наиболее рациональным и экономным способам выполнения работы. Дети ведь можно поручить не только убирать постель, но и наведение порядка в ящике шкафа или стола, вытирание пыли, уборку с помощью пылесоса, подметание пола, мытья чайной посуды, сервировка стола; участие в приготовлении еды: мытье овощей и фруктов. Приготовление салата, лепка пирожков и пельменей из готового теста; стирка и глажка мелких вещей; осуществление мелких покупок в магазине.

Родители должны найти возможность показать конкретные примеры достойного отношения к домашней работе, качественного и красивого ее выполнения. Преподнести это таким образом, чтобы детям захотелось быть похожими на родителей, выполняющих работу добросовестно и красиво.

Дети дошкольного возраста любят делать домашнюю работу вместе со взрослыми. Однако мы, взрослые, имея тенденцию спешить, нередко стараемся все сделать сами, оградив их от участия домашних делах. Иногда приходится слышать:

- с моим пострелом ничего нельзя дома сделать: я стираю — он к ванне, я полы мыть — он тут как тут.

К сожалению, редко приходится слышать другие диалоги:

- Какие у вас на балконе удивительные выросли цветы. Проста красота.

- Это наша Катенька их вырастила. Весной мы посадим их на даче — пусть ими любуются соседи.

Трудовые поручения, предлагаемые родителями детям, постепенно должны перейти в обязанности, навыки стать привычкой и легко выполняться.

Дети, особенно девочки, любят ухаживать за комнатными растениями. Родителям надо научить ребенка выполнять эту работу.

Для того чтобы поддерживать интерес детей к растениям, за которыми они ухаживают, можно использовать задания в виде игры: найди листок похожий на форму яйца, кисти руки, сердца; найди цветок похожий на метелку, корзиночку, парашют; найди растение, похожее на травку, дерево и т.д.; найди растение с бархатистой (ворсистой) поверхностью листа, цветка. Можно предложить задание типа: понаблюдай и зарисуй или расскажи, как появился первый листок, цветок, бутон и т.д. В свободное время можно заняться чтением книг и рассматривание картинок о растениях, заучиванием стихов на данную тему.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваши оценки важны ля ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживать меры. Похвала должна не быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата. 

Труд дошкольника должен быть не только эффективным и производительным, но и приносить моральное удовлетворение, вызывать эстетические чувства. Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес. Каждому родителю нужно помнить, что перед началом работы у детей должна быть перспектива радости, «установка» на красоту: не только кто больше сделает, но и кто лучше выполнит задание, а затем приведет в порядок свое рабочее место.

Важно, чтобы с раннего детства усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

 

Список литературы:

1. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада. Буре Р.С, Година Г.И.  - М.: Просвещение, 1983. - 144с.

2. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. Буре Р.С.  - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144с.

3. Воспитание детей и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. -М, 1976. -С. 236-251.

4. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Зазиг и др.; Сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г. Нечаевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 207с.

5. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М., 1983. - 210 с.

6. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.

7. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 1983.- 157 с.

8.Трудовое воспитание в детском саду, Комарова Г.С. М., 2005.

 

. . . . .