Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проект "Сказочные предметы в реальной жизни"

Дата публикации: 2023-06-03 17:27:55
Статью разместил(а):
Цагаева Илона Казбековна

Проект "Сказочные предметы в реальной жизни"

Автор: Гозюмов Асланбек Заурбекович

2 класс ГБОУ ЦО «ЭРУДИТ», г. Владикавказ

Руководитель: Цагаева Илона Казбековна

 

Введение.

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.
Устное народное творчество осетин появилось сотни лет назад. Богата и неиссякаема его сокровищница. Наш фольклор это монокультура и история нашего народа. Слово «фольклор» появилось от английского слова «folk-lore», что означает «народная мудрость». В фольклоре скрыт быт и миропонимание народа.  Тяжелая судьба была у осетинского народа. Коснулось это и его культуры. Много ценностей было утеряно на непроходимых дорогах истории. Под курганами оказались наши материальные и культурные ценности. Уцелели лишь летописи путешественников. В большом количестве до нас дошло только устное народное творчество.

Мы рассмотрим более подробно один из видов фольклора – сказки. Сказка — один из жанров фольклора либо художественной литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом. Несомненно, они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в них можно найти ответы на многие вопросы. Сказка является одним из важнейших жанров фольклора. Сказки занимают большое место в устном народном творчестве. Главной чертой осетинских сказок является наличие волшебных предметов, которые помогали и облегчали жизнь героев. В осетинских народных сказках присутствуют предметы быта и одежды, которые делают своего владельца всемогущим и помогают ему в трудную минуту, а также предметы которые предназначены для равзвлечения. Небесное зеркало, клубок, золотой мяч – наиболее часто встречающиеся волшебные предметы в осетинских сказках.

Прочитав множество сказок, мы поняли, что такие волшебные предметы существуют и в реальности. Это изобретения человека, которые стали незаменимыми в современной жизни.  

Поискав информацию на данную тему, мы выяснили, что эта тема не изучена, значит она хранит в себе много тайн и загадок.

Актуальность этой темы заключается в ее незученности и новизне. 

Основная целью проекта: Определить, есть ли аналоги в реальной жизни у сказочных предметов. Если есть, то какие.

Для решения данной цели были поставлены такие задачи:

· прочтение осетинских народных сказок;

· нахождение волшебных предметов.

· сравнение сказочных предметов с предметами реальной жизни.

Объектом являются волшебные предметы в осетинских сказок. 

Предмет данного проекта - аналоги сказочных предметов встречающиеся в осетинских сказках.

Методы исследования: Сбор информации в специальной литературе, и в сборниках осетинских сказок.

Тема проектной работы относится к теоретическому исследованию, и его значение заключается в том что было найдено достаточное количество аналогов сказочных предметов в реальной жизни.

Гипотеза: Предполагаю, что у сказочных предметов есть аналоги в реальной жизни.

В работе над темой данного проекта в большей мере был использован сборник наиболее ярких и часто встречающихся сказок. А именно книга, под изданием Шамиля Федоровича Джигкаева.

1. Основная часть.

1.1. Способность видеть все вокруг.

В устном народном творчестве осетин часто встречается некое небесное зеркало, через которое можно увидеть все происходящее вокруг. В одноименной сказке у дочери алдара есть данное зеркало. Приходящим к ней из далека женихам она дает задание спрятаться как можно лучше, а зеркало использует как средство для их нахождения. Если же она не находит молодого человека, то становится ему женой. В противном случае юношу ждет смерть. Данный предмет используется довольно часто в устном народном творчестве. Аналогом данного волшебного предмета в реальной жизни можно считать бинокль, а также квадрокоптер. Оба предмета помогают человеку увидеть либо отследить все что происходит вокруг, а также рассмотреть всю близлежащую территорию.

1.2. Сигнал о помощи.

В осетинских народных сказках есть волшебный предмет – колокольчик (мырмыраг), который при тряске издает громкий звук. Этот звук можно также услышать на дальнем расстоянии. В одной из сказок муж-алдар, уходящий в дальний поход, дает его своей жене при случае опасности. На наш взгляд этот предмет можно связать с такими устройствами как телефон, а также с сиреной. Эти предметы помогают связаться с человеком и сообщить ему об угрожающей опасности.

1.3. Путеводители.

Часто в осетинских сказках герой оказывается в непроходимой местности откуда нужно выбраться, либо его посылают в определенное место, куда он не знает дороги. В этих случаях на помощь приходя такие волшебные предметы как пояс, клубок нитей  и золотой мяч.

В одной из сказок перед сыном алдара появился дремучий лес, через который он не мог пройти. И тогда на помощь ему пришел пояс, который дал ему в подарок друг его отца. Поясом нужно было повязать себя, и тогда он с легкостью мог пройти через весь темный лес. Другой таким предметом являются клубок нитей и золотой мяч, которые также указывали дорогу идущему. Аналогами вышеуказанных «помощников» является навигатор. С помощью этого устройства, человек может узнать маршрут в любое незнакомое место.

1.4. Передвижение с одного места на другое.

Чувяки в прошлом служили обувью у осетин. В сказках они с легкостью переносят человека из одного места на другое. Аналогом этого предмета могут быть ролики.

Следующим таким сказочным предметом является деревянный голубь. Этот предмет может переносить человека из одного места на другое. Его аналогом является самолет.

Ӕрчъиаджы султъы это полоса кожи для изготовления подметок к чувякам. Этот предмет приобретает волшебные свойства в осетинских сказках. Он может перенести любой груз , взлетев с ним  даже на небо. Ӕрчъиаджы султъы напоминает нам грузовой самолет, который может перевозить и большие машины.

Ковер также относится к этой группе предметов. В современной жизни он мог бы быть самолетом.

1.4.  Развлекающие предметы.

В осетинских народных сказках встречаются также развлекающие предметы. Они могут рассказать любую легенду, воспроизводить музыку, даже танцевать. Ими являются такие предметы как шуба и пояс. В устном народном творчестве шуба меняет свое значение. Он становится неким развлекательным предметом. Шубу можно связать с таким предметом как музыкальный центр.

У пояса это второе значение. Пояс может рассказать любую сказку либо легенду, также может вступать в диалог с хозяином. Аналогом этого предмета является умная колонка, т.к. это устройство при желании  владельца может рассказать любую сказку, рассказ либо стихотворение. 

1.6. Вид животного, который невидим глазу (рочка)

Рочка - это вид животного, которое невидимо глазу. Он выполняет все желания, которые ему дают: может приготовить пищу и накрыть на стол, также другие задания по желанию хозяина. Рочка довольное специфическое создание, т.к. оно редко встречается в осетинских сказках. Но тем не менее у него также есть аналог в реальной жизни - умный дом.

1.7. Ручные мельницы.

Ручные мельницы в осетинских сказках также наделены волшебными качествами. Если их покрутить, то они могут дать все, что попросит их хозяин. В одной из осетинских сказок они кормили всю семью. В реальной жизни они могли бы быть таким предметом как мультиварка.

Заключение.

Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы:

1. Тема устного народного творчества всегда была и будет актуальна.

2. У сказочных предметов есть аналоги в реальной жизни.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась полностью. Сказочные предметы в реальной жизни имеют аналоги.

Наша  работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении мной будут продолжены. Это могло бы быть нахождение аналогов сказочных предметов и в Нартских сказаниях.

В процессе работы над исследованием мы проработали множество материалов, в частности  осетинские народные сказки. Это было увлекательное время препровождение!

Читайте и изучайте сказки, ведь в них можно найти параллели и с современной жизнью!

 

Список литературы:

1. Адӕмон аргъӕуттӕ – Цхинвали: Издательство «Ирыстон», 1976 – 256 ф.

2. Дзагуров Г.А. Осетинские сказки.  

3. Ирон аргъӕуттӕ / Чиныг сарӕзта, коммент. йын ныффыста Джыккайты Ш.;Нывг. Джыккайты М. Орджоникидзе: Ир,1983. –  359 ф.

4. Осетинские народные сказки. Сост. Бязыров А.Х., Цхинвали, 1978. – 272 с.

5. Осетинские народные сказки. Сост. Саламов Т.А., Владикавказ, 2006.

 

. . . . .