Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Творческий исследовательский проект "Нетрадиционные методы рисования"

Дата публикации: 2023-06-07 17:21:00
Статью разместил(а):
Ирмухамбетова Улжан Урумбаевна

Творческий исследовательский проект "Нетрадиционные методы рисования"

Автор: Лебедева Валерия

МБОУ "СОШ № 2 г. Красноуральска"

 

Цель работы: собрать и обобщить информацию о нетрадиционных техниках рисования.

Задачи:

1. Найти определение нетрадиционной технике рисования.

2. Изучить литературу по заданной теме.

3. Выполнить рисунки в разных техниках.

4. Создать альбом с рисунками по нетрадиционным техникам рисования.

5. Принять участие в конкурсе исследовательских работ.

6. Провести «мастер классы» в 1-4  классах.

Объектом исследования являются рисунки, а предметом - техника рисования.

Актуальность: Использование нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

 

Введение.

Все дети любят рисовать. Я отношусь именно к этим детям. С раннего детства я рисую, и уже второй год посещаю внеурочное занятие в школе «Смотрю на мир глазами художника». Какими только материалами и предметами я не пробовала рисовать: карандаши, акварель, гуашь, пастель. Одно из наших занятий было посвящено нетрадиционным техника рисования. Эта тема очень меня заинтересовала, и я решила изучить эти техники более подробно.

Мой педагог меня поддержала, и мы решили создать альбом, который в дальнейшем можно использовать на занятиях педагогу, а так же как ознакомительный альбом в целях рекламы и вовлечения ребят на внеурочное занятие «Смотрю на мир глазами художника». Мы вместе решили изучить разные способы рисования и апробировать их. Так появилась моя работа.

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов.

На мой взгляд, рисование является самым интересным видом деятельности. Оно позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, воображение, мелкую моторику рук, учит думать и анализировать.

Существует много приёмов, с помощью которых можно создать оригинальные работы, не имея даже художественных навыков. Нетрадиционные техники рисования настолько просты в своем исполнении, что с ними справится как совсем маленький ребенок, так и взрослый человек, который уверен, что он совершенно не умеет рисовать.

В своей работе я использовала методы исследования:

1. Теоретический - сбор и анализ изученной литературы.

2. Практический – эксперимент (мастер-класс).

Гипотеза исследования: если собрать и изучить материал о нетрадиционных способах рисования, то можно используя полученные знания, выполнить замечательные творческие работы и научить этому своих сверстников

Основная часть. 

Нетрадиционные техники рисования. 

Термин «нетрадиционный» предполагает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, привычными.

Нетрадиционно – значит сочетать обычные традиционные материалы с разными приспособлениями, которыми можно изобразить что-либо.

Что такое нетрадиционное рисование? Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, можно самому придумать новую технику изображения образа.

Нетрадиционные техники рисования учат выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Отступают страхи, появляется уверенность в себе. Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность быстро получить желаемый результат.

Я узнала также, что нетрадиционное рисование помогает успокоиться, отдохнуть от суеты, развивает мелкую моторику и творческую фантазию.

Материалы и инструменты для работы. 

По своему небольшому опыту юного художника я поняла, чем разнообразнее материалы и инструменты, тем ярче развиваются творческие способности, больше хочется рисовать и творить. Об этом я узнала от своего педагога, а потом и сама убедилась в этом. Также появляется индивидуальность, самостоятельность, воображение, развиваются пальчики. Для достижения интересных и необычных эффектов в своих работах я использую разные материалы и инструменты.

Материалы: акварель, гуашь, пластилин, пастельные и восковые мелки, тушь, фломастеры.

Приспособления и инструменты: ватные палочки, зубочистки, парафиновая свеча, зубная щетка, расческа, осенние листья, наждачная бумага, монеты, шпагат или нитки, штампы, трубочки, мыло и это еще не все, ведь фантазировать можно сколько угодно!

Виды нетрадиционных техник. 

Используя материалы сети интернет, мы с педагогом нашли следующие способы рисования и апробировали их:

1. Набрызг. 

Необходимые материалы: бумага, краски (гуашь или акварель), старая зубная щетка, расческа с частыми зубчиками, шаблоны и силуэты.

- На листе бумаги нарисовала дерево без листьев;

- Набрала на кончик щетки немного краски;

- Над рисунком расположила расческу и провела по ней ворсом щетки, брызги распределились по кроне дерева;

- Рисунок дополнила кисточкой;

- Можно вырезать любой силуэт, разместить на листе и разбрызгать краску, затем аккуратно, после высыхания снять шаблон.

2. Рисование восковая свеча и акварелью. 

Необходимые материалы: бумага, краски (акварель), восковая свеча.

- На поверхность листа нанесла рисунок восковыми карандашами;

- Раскрасила рисунок акварелью.

3. Печать по трафарету.

При рисовании по трафарету красками можно использовать такие необычные технические материалы как: губка, жесткая кисть или зубная щетка, смятая салфетка, ватная палочка.

1. Тонируем лист

2. Располагаем трафарет, накрываем листом с отверстием, с помощью зубной щётки разбрызгиваем краску.

3. Убираем лист с отверстием.

4. Теперь убираем все трафареты. Картина готова.

4. Кляксография с трубочкой. 

Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

- Пластиковой ложкой набрала немного краски, вылила на лист, делая небольшое пятно – капельку;

- Затем на пятно дую из трубочки так, чтобы ее кончик не касался ни пятна, ни бумаги, при необходимости процедуру повторяю;

- Недостающие детали прорисовываю.

Получаются разнообразные красочные брызги, цветные подтеки, которые можно объединить в единый рисунок: пейзаж, животное и тд. при помощи прорисовки элементов фломастером, маркера или карандашом.

5. Цветной граттаж. 

Граттаж – графический рисунок, который выполняется процарапыванием по воску острым инструментом.

Необходимые материалы: плотная бумага, предварительно раскрашенная акварелью, либо фломастерами, парафиновая свеча, широкая кисть, мисочка для гуаши, палочка.

- Плотный лист бумаги натерла парафиновой свечой; (можно использовать белую или цветную бумагу)

- Затем лист прокрасила гуашью (в краску добавила немного жидкого мыла, чтобы лист не прилипал к рукам);

- Получилась у меня заготовка для последующей работы;

- Взяла заостренную палочку, процарапала рисунок по черному фону;

Появился рисунок, состоящий из тоненьких цветных или белых штрихов.

Эта техника очень нравится ребятам с нашего класса.

6. Рисование с солью и акварелью.

Рисование солью – это нетрадиционный способ рисования, для которого используется шаблон из клея ПВА и обычной пищевой соли, а также гуашь или акварельные краски. Когда кисточка с краской касается рисунка, то соль намокает, впитывает краску и мы видим, как соль начинает стремительно окрашиваться.

7. Рисование поролоновой губкой.

Поролоновая губка - прекрасное средство для детского рисования. Губка найдётся у любой хозяйки. И у меня она, естественно, нашлась дома.

Для рисования поролоном особенно хороши гуашевые краски. Если гуашь густая, то контур будет резкий, чёткий.

Если гуашь более водянистая, то получатся предметы с мягкими контурами, расплывчатые.

Гуашь выкладывают в специальные палитры или невысокие блюдца, подносы. Поролон макают в краску и наносят на лист.

Для удобства, чтобы руки оставались чистыми, поролон можно вставить в колпачок или трубочку от фломастера или обвернуть губкой конец карандаша и крепко примотать ниткой. Когда используем поролон, прикреплённый к ручке, то ручку необходимо держать перпендикулярно к поверхности бумаги, чтобы отпечаток получился чётким.

Из поролона можно вырезать фигуры (круги, квадраты, ромбики, звёздочки, лепестки и т.п.) .

9. Пластилинография.

10. Рисование ватными палочками.

11. Рисоване ладошками.

Исследовательская часть .

В МБОУ "СОШ" г. Красноуральска мной было проведено анкетирование среди учащихся 1-4 классов. В опросе приняли 40 обучающихся. Опрос показал, что 40% обучающихся не знакомы с нетрадиционной техникой рисования, но многие хотели познакомиться.

Проанализировав результаты анкетирования, им было предложено поучаствовать в мастер-классе. В ходе мастер-класса обучающимися были изготовлены различные рисунки в нетрадиционной технике: кляксография, граттаж, рисование с солью, клеем ПВА и акварелью и тд.

Даже самые неуверенные ребята, которые считали себя далеко не художниками, убедились, что данные техники просты и интересны.

Данные техники предоставили ребятам безграничные возможности для творчества.

Заключение.

В ходе исследовательской работы были решены важные задачи. Я узнала о разных нетрадиционных способах рисования, училась работать с книгой и сетью Интернет. Отбирая информацию, с помощью учителя, попробовала разные способов рисования. Особенно мне понравился способ рисования по наждачной бумаге.

Изучая технологии, выполнила сама все творческие работы и собрала их в альбом. Это оказалось очень увлекательно, хотя и непросто. Выполняя исследовательскую работу, я нашла свои нетрадиционные способы рисования, и думаю, что у меня неплохо получилось.

Вывод: таким образом, рисование с использованием нетрадиционных техник развивает творческие способности человека, является увлекательным процессом, позволяет даже неуверенному в себе человеку почувствовать себя художником. Нетрадиционная техника рисования дает возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Данный вид техники является довольно простым, интересным, увлекательным. Позволяет отойти от строгих рамок, проявить фантазию и творчество.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что данная техника может использоваться на занятиях рисования, в декоративно-прикладных кружках, а также за пределами школьной программы.

 

Использованная литература: 

1. Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва, “Росмэн”, 2008. – 96 с.

2. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности младших школьников. Методическое пособие. - М.. - Классик-Стиль, 2004. - 72с.

3. Румянцева Е. Веселые уроки рисования. – М.: Айрис-пресс, 2014. - 160с.

4. Уотт Фиона. Энциклопедия юного художника. Робинс, 2010. -128с.

 

. . . . .