Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Учебно-исследовательская работа "Гражданская война. Если бы памятники могли говорить"

Дата публикации: 2024-01-30 21:33:15
Статью разместил(а):
Пономарёв Сергей Петрович

Учебно-исследовательская работа "Гражданская война. Если бы памятники могли говорить"

Автор: Пищев Ярослав Александрович

11 класс МКОУ «Щучинская СОШ», Эртильский район, Воронежская область

Руководитель проекта: Пономарёв Сергей Петрович

 

Как отмечают историки, что самой страшной в истории нашей страны является та война, в которой друг против друга воевали близкие друг другу люди – братья, родители и дети, односельчане, жители одного государства. Это Гражданская война 1918-1922-х гг. Гражданская война для нашей страны является одним из самых трагических и в тоже время героических событий отечественной истории, в изучении которого до сих пор не поставлена последняя точка. В те тяжелые времена великое противостояние красных и белых прошло по судьбе каждого гражданина.

Гражданская война 1918-1922 г. … Почему же Гражданская война была столь жестокой? Война с внешним врагом, справедливая война, способна вызвать в народе не только национальное единение, но и пробуждение самых высоких нравственных чувств. В здоровом государстве противоречия, по крайней мере на время этой войны, остаются в стороне. Они уступают место единству и готовности принести жертву во имя общей победы. В этой ситуации противник — враг, которому нет пощады. Война гражданская по сути своей иная. В ней сходятся две (или больше) части одного целого, одного общества. Подтверждением этому служат слова известного писателя Михаила Шолохова: «В гражданской войне не бывает победителей». 

Страшная трагедия, названная Гражданской войной, окрасила граждан России в три цвета: красный, белый и зелёный. «Зелеными» назывались крестьянские повстанцы, которые боролись против продразверстки на территориях, контролируемых Советской властью, и против возврата помещичьего землевладения и реквизиций на территориях белых правительств. Крестьяне искали возможность обойтись без борьбы, но вовлекались в неё активными действиями белых и красных. Коснулись события и нашего небольшого населённого пункта и его округи. Не остались в стороне и жители многих сёл Эртильского района, в том числе-это Щучье и Старый Эртиль.

В изучении событий Гражданской войны в Эртильском крае мы опирались на исторические сведения по данному периоду в книгах В.Е. Платонова «Эртиль: грани веков» и Стеценко А.И., Филатова В.В. «Эртилия - венец Прибитюжья». Известные краеведы в своих книгах наглядно и убедительно представили социально-исторический анализ причин, побудивших гражданскую войну в России и её последствия.

Борьба за будущее России, за торжество закона обернулось страшными жертвами братоубийства и кровопролития. Понадобились десятки лет, чтобы заново оценить те события и осознать простейшую истину: в гражданской войне нет ни победителей, ни побеждённых – это трагедия любого народа.

Аппарат проекта.

Выявление проблемы. Гражданская война явилась величайшей трагедией России. Она привела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране. Огромные людские потери, огромная безработица, падение жизни всех слоёв общества. Голод, болезни. Разрушение промышленности, транспорта, связи. Огромная эмиграция из страны, трагедия целых социальных слоёв, привычка к насилию и террору. Эта война проявила самые дикие пласты человеческого создания, чёрно-белое мышление, признающее лишь «своих» и «чужих», «наших» и «не наших». Она является страшнейшим бедствием ужасной национальной трагедией, в которой ценностью являются идеи, а не человеческие жизни. Здесь не может быть победителей. Исторический опыт учит, что Гражданскую войну легче не допустить, чем остановить.

Обоснование выбора темы учебно-исследовательской работы. К изучению малоизвестного периода в истории нашего края нас побудила экскурсия к братской могиле, расположенной   рядом с дорогой Битюг-Матреновка, Старый Эртиль, Щучье периода гражданской войны, в которой были похоронены 64 красноармейца. В память о страшной трагедии был установлен сначала обелиск, а ныне сооружён памятник. В селе Щучье в парковой зоне находится памятник «Скорбящая мать», где позднее в 1957 году произошло перезахоронение 204 красных курсантов, погибших близ села Веневитинки, сегодня-это Панинский район Воронежской области.

Объект исследования: Гражданская война. 

Предмет исследования: установленные памятники погибшим красным курсантам в селах Старый Эртиль и Щучье.

Основная цель. Изучение архивных документов в Эртильском краеведческом музее, материалы публикаций в районной газете «Эртильские новости», отражающие события Гражданской войны, связанные с трагической гибелью красных курсантов.

Ведущие задачи:

- собрать и изучить материалы об истории создания памятников красным курсантам;

- показать роль памятников в современной жизни сельских поселений;

- проследить хронологию событий на нашей малой родине в годы гражданской войны.

Актуальность. Тема Гражданской войны особенно актуальна в этом году, когда прошло 100 лет с её окончания. В преддверии 100-летней годовщины со дня кровавых событий, разыгравшихся на территории нашего села, мы считаем эту тему актуальной, так как история создания памятников – это часть истории нашего села. Ведь памятники воздвигнуты в память воинов-красноармейцев, павших в годы гражданской войны. Общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, отодвигаются на задний план, уступая место принципу “Кто не с нами, тот против нас”.

Практическая значимость. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны всегда остаётся народ. Гражданская война в отличие от обычных межгосударственных войн не имеет чётких границ, в ней нельзя провести линию фронта. В Гражданской войне на первый план выходят классовые отношения, оттесняя все остальные. Память- вот залог продолжения жизни. Она должна связывать воедино «век нынешний» и «век минувший».

Гипотеза. Только тот народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев, достоин свободы и независимости.  

Новизна. Формирование исторического сознания молодого поколения сегодня является важнейшей государственной задачей, и для ее решения необходимо задействовать весь культурно-исторический потенциал. Поэтому наследие Гражданской войны может стать значимым ресурсом в процессе формирования исторической памяти учащихся, с помощью которого осознается связь времен.

Направление. Социально-краеведческое.

Ведущая идея: Победителей и героев в Гражданской войне быть не может.

Методы исследовательской работы: метод отбора, оценки, обобщения научного материала, метод анкетирования, статистические методы, интервьюирование учащихся, сопоставительный анализ, метод включенного наблюдения.

Структура исследования. Данная исследовательская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

В введении обосновывается выбор темы исследовательской работы с опорой на проблемную ситуацию, раскрывается актуальность данной работы, определяется цель и ставятся конкретные задачи для ее достижения. Определяется предмет и объект исследования. Показывается новизна и практическая значимость исследовательской работы. Определяются используемые методы исследования.

Первая глава посвящена теоретической информации: роли исторической памяти и ее значение в современном обществе для молодого поколения.

Вторая глава отражает трагические события гражданской войны на территории сёл Старый Эртиль и Щучье Эртильского края.

Третья глава показывает значимость памятников для сохранение исторической памяти последующими поколениями.

В заключении подводятся итоги о проделанной исследовательской работе.

Основная часть.

Глава I.

Историческая память и ее значение в современном российском обществе.

Проблема формирования исторической памяти и исторического сознания молодого поколения.

В настоящее время особенно остро стоит проблема формирования исторической памяти молодого поколения. Человек должен знать, откуда он родом, кто его предки. Так устанавливается связь между ним и обществом, рождается понимание своего значения в современной жизни. Как часто приходится сталкиваться с тем, что молодежь пренебрежительно относится к прошлому своей страны. Ослабление исторической памяти иногда оборачивается утратой связей между поколениями, ослаблением патриотических и гражданских чувств.

Современные школьники прямо говорят о том, что их волнуют собственный материальный достаток, карьера, личное благополучие. К сожалению, сегодня само общество способствует вытеснению исторической памяти из сознания молодого поколения, потому что мы легко отказываемся от целых эпох. Сначала от периода царской власти, теперь от советской эпохи. Так нередко советский период отечественной истории сегодня трактуется как некая «черная дыра» куда, к несчастью, угодила наша страна, но тогда детям становится непонятным сам факт героической защиты Родины советскими людьми. Переписывание истории, свержение былых кумиров, переоценка прошлого разрывают хрупкую нить исторической памяти.

Историческая память выступает в роли посредницы между поколениями. Нельзя не согласиться и с утверждением Д.С. Лихачёва о том, что «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память-преодоление времени, преодоление пространства. Память-основа совести и нравственности, память-основа культуры. Хранить память и беречь память-это наш нравственный долг…Память… становится отчётливой силой, особенно во время предельных испытаний, выпадающих на долю людей. Человеку необходимо ощущать себя в истории, понимать своё значение в современной жизни, оставить о себе добрую память».

Проблема исторической памяти является важной проблемой любого времени и не теряет актуальности и в настоящее время. Ведь история всегда была, есть и будет неотъемлемым компонентом жизни, который позволяет нам познавать наше прошлое, нашу историю и культуру. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывается о прошлом, о происходивших событиях на его малой родине, об их важности и могуществе. Память-это залог продолжения жизни. Она должна связывать воедино «век нынешний» и «век минувший». Я считаю, что необходимо уже сейчас предпринимать важные шаги для сохранения истории нашей «малой» Родины и передачи её грядущим поколениям.

Наследие Гражданской войны в памяти поколений.

Гражданская война, несмотря на то, что XX век для России оказался насыщенным драматическими событиями, стала самой трагической страницей нашей истории.

Гражданская война в Воронежской губернии унесла много жизней как со стороны красных, так и со стороны белых. Велики ее жертвы. О гражданской войне сегодня предпочитают не вспоминать, а если и вспомнят, то как о бессмысленном братоубийственном кровопролитии. Без сомнения, гражданская война - это война братоубийственная, но не бессмысленная. Красная армия победила потому, что в отличие от белых красные были в союзе, а не в конфликте с главной непобедимой силой России - крестьянством и непрерывно объясняли целостность большого государства. Во время гражданской войны страна продолжала совершать действия, направленные на укрепление и защиту государства. Большевики победили в гражданской войне потому, что им удалось мобилизовать все ресурсы страны и превратить ее в единый военный лагерь. Гражданская война явилась страшным бедствием для России. Она привела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, к полной хозяйственной разрухе.

В настоящее время у многих наших современников сформировались неоднозначные представления об этой трагической странице истории России. Поколения граждан СССР воспитывались на героизме и романтике революции. С 90-х годов стали выходить статьи в честь героев и мучеников белого движения. Воспевались их отвага, преданность долгу, верность Родине. Итак, Гражданскую войну видели, отражали, изучали с двух противоположных сторон – со стороны победителей и со стороны побежденных. С обеих сторон допускались искажения. Это неизбежно. Поэтому надо изучать историю, анализировать прошедшие события и не делать ошибок прошлого.

Каждая сторона в этой братоубийственной войне считала себя абсолютно правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и её интересы, как они их понимали. В свою очередь и без основания большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира. Главный урок гражданской войны, состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоёв общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства, как способа «осчастливить народ».

В Гражданской войне никогда нет правых. И на интуитивном уровне это все понимают. Именно этим любая гражданская война и страшна. Дело даже не в «белом» или «красном» террорах, дело в самом формате войны своих против своих, а иногда и всех против всех.

Глава II. Краеведческая основа исследовательской работы.

2.1. Эртильская земля в пламени гражданской войны: «антоновщина».

В осенние дни 1920 года до Эртиля докатилась кровавая волна событий. Антоновцы люто ненавидели рабочих и простых крестьян, поддерживающих Советскую власть. Эртильский сахарный завод. Антоновцы (31 декабря 1920 года), во второй раз (в первый раз они встретили решительный отпор со стороны батальона особого назначения и вынуждены были отступить) нагрянули в Эртиль, зверски замучили более двадцати добровольцев из отряда охраны завод, среди которых были и другие жители.

Села Ростоши, Копыл, Ячейка, Щ-Пески, Б-Пески. Невинно гибли мирные жители села. Особенно жестоко расправлялись антоновцы с коммунистами и советскими работниками. Накал борьбы противоборствующих сторон не снижался.

В конце марта-начале апреля 1921 года активизировались антоновцы и на территории Верхнего Прибитюжья. Их целью был захват сёл Щучье и Старый Эртиль, с дальнейшим продвижением в сторону посёлков Садовое и Анна. Для борьбы с бандитами был направлен отряд курсантов Воронежского военного училища (Пулемётной школы). Курсанты следовали от станции Перелёшино в село Щучье. Там они должны были действовать совместно с другими частями Красной Армии. В районе посёлка Красная Новь курсанты попали в окружение антоновцами, и все пали в неравном бою. Данный факт говорит о внезапности удара антоновцев, о достаточно крупных силах бандитов, и о том, что пехоте без специальных способов обороны трудно противостоять коннице. Жестокость и размах антоновского мятежа требовали решительных и срочных мер.

В места мятежных событий были направлены самые талантливые военачальники гражданской войны и дополнительные силы Красной Армии. В боях по ликвидации антоновского восстания принимал участие Г.К. Жуков, ставший в будущем Маршалом СССР.

Значимым источником исторической информации по сохранению исторической памяти стала для нас книга эртильского историка-краеведа Платонова В.Е. «Эртиль: грани веков», в основе которой представлены документы областных архивов, районного и различных ведомственных архивов, воспоминания участников событий, отдельные исследования исторического характера, а также материалы районных газет «Сталинский путь», «Ленинец», «Трудовая слава», «Эртильские новости» и других. Несмотря на ощутимое поражение, действия мятежников в нашей местности зимой 1921 года продолжали отличаться дерзостью и даже активизировались. Так, 4 февраля они совершили разгромный рейд по линии сёл Ячейка-Щучье. Наиболее драматичный характер военные действия в пределах Щучинской волости приобрели во второй половине марта 1921 года.  

2.2. Кровавая трагедия  Щучинского уезда.

В 1918 году в селе Щучье была провозглашена власть Советов, создавались партийные ячейки. Так в волостном центре села Щучье значилось 7 коммунистов.

В годы Гражданской войны окрестные земли обагрились кровью сторонников и противников власти большевиков. Началась Гражданская война. Губительной и тяжёлой ношей стала для крестьянских хозяйств политика продовольственной развёрстки. Вели эту работу продовольственные комитеты. С 27 ноября 1918 года в селе Щучье разместился эвакуированный уездный комитет. Так в Щучинской волости проходило насильственное изъятие хлеба 7 продовольственными агентами при поддержке вооружённого отряда в количестве 82 бойцов. На ссыпной пункт было свезено: ржи - 58 682 пуда, муки - 10 255 пудов, овса - 37 517 пудов, проса - 33 897 пудов, пшена - 2 284 пуда, пшеницы - 1 502 пуда, подсолнуха - 10 831 пуд. Одновременно проходило и изъятие живности с крестьянских подворий. В декабре 1918 года из села Щучье отправили 444 головы скота на станцию в Тулиново. Отряды Ивана Колесникова (так называемого командарма 1-й повстанческой антоновской армии) в феврале-марте 1921 совершили целый ряд набегов на села и деревни Щучинской волости.

20 марта 1921 года повстанцы нанесли чувствительное поражение в кровопролитном скоротечном столкновении у села Щучье вблизи поселения Красная новь (Курсановка) кавалерийскому соединению Красной Армии под командованием И.Н. Березовского. На следующий день, в нескольких верстах от Щучья, близ села Веневитинки, были окружены и полностью уничтожены молодые курсанты, будущие командиры Красной Армии.

Но на этом история антоновского движения в Эртильской земле не закончилась. Весной 1921 года  антоновцы вновь дали о себе знать.

События, разыгравшиеся в феврале - марте, связаны с именем Ивана Сергеевича Колесникова. В феврале 1921 года банды антоновцев грабят села Щучинской волости. Об этом свидетельствуют сохранившиеся документы граждан, обращавшихся к местным властям за помощью. Полки Ивана  Колесникова нанесли мощный удар по селам Щучье, Щ-Пески, Б-Пески, Пады, Александровка. 

Между землями сел Ячейка и Старый Эртиль произошла трагедия в марте 1921 года. Бандиты, пользуясь внезапностью и превосходством не только в живой силе, но, главным образом, боеприпасами и вооружением, скрытно сосредоточились в лесном массиве «Отрог». Имея свежие силы конников численностью около эскадрона, они совершили стремительный налет на нашу разведку, почти безоружную. Бой длился не более двух часов. Бойцы Красной Армии оказались в плену. Их заставили раздеться до нижнего белья и порубили шашками на берегу Битюга.

Крутые склоны реки были залиты кровью, бойцов похоронили в братской могиле. Их было 64 человека. Очевидцем этой трагедии   был участник гражданской войны Никита Николаевич Варфоломеев. По его воспоминаниям после боя межа, разделявшая земли Ячейки и Старого Эртиля, была усеяна трупами. Их долго не убирали (боялись преследования и расправы бандитов).  

По инициативе Н.Н. Варфоломеева и других граждан был собран сход жителей Старого Эртиля, Гороховки и вынесено решение о захоронении погибших бойцов Красной Армии. На месте боя был поставлен памятник в 1932 году. «Под этим памятником в двух могилах покоятся 64 человека» - вспоминал Никита Николаевич. Значительное число убитых было зарыто в больших ямах на кладбище. И даже много десятилетий спустя при строительстве асфальтированной дороги на село Щучье находили останки павших в том бою. В память о той трагедии в поле близ дороги Битюг-Матрёновка-Щучье установлен обелиск, известный многим жителям Эртильского района.

В центральном парке с. Щучье есть воинское захоронение. Это братская могила, где перезахоронены в 1957 году из с. Курсановка 202 человека и из с. Орловы Отруба 2 человека. В ноябре 1957 года на захоронении установлен памятник «Скорбящая мать». В память о подвиге красных курсантов в Панинском районе был назван поселок Курсановка, а в Эртильском районе колхоз «Красный курсант».  

Колесников по-прежнему был очень активен, если не сказать − агрессивен. Именно его разрозненные банды свирепствовали по селам Побитюжья.

Однако красноармейцы не переставали бороться с бандитами. Разведка постоянно сообщала о налетах бандитов на сёла Щучинской, Самовецкой, Новоалександровской, Михайловской, Битюг-Матреновкой волостей.  

В подразделениях Красной Армии и местных отрядах во главе с коммунистами и комсомольцами ощущался недостаток боеприпасов, оружия, продовольствия. Часто приходилось выставлять дозоры, посты и заслоны почти безоружных и измотанных в боях красноармейцев. И вот в апреле 1921 года у сел Паршиновка и Талицкий Чамлык в жестоком бою, который длился девять часов, антоновцы были вытеснены и отступили в направлении Сластеновки. Основные силы были отброшены. Наблюдались   лишь отдельные столкновения красных отрядов и милиции с мобильными группами мятежников. Драматизм антоновщины наиболее ярко проявлялся не только в огромном количестве жертв, но и в том, что с обеих сторон в безумной ярости сражались зачастую крестьяне-земляки. Летом 1921 г. основные силы Антонова были разбиты.

О страшных событиях Гражданской войны, о гибели молодых курсантов свидетельствуют сегодня лишь памятники, напоминающие нам, молодому поколению, что долг живых – не забывать о той страшной войне…

Глава II. Практическая часть «Память в памятниках».

2.1. Результаты социологического опроса.

Инициативной группой из числа старшеклассников было решено провести социологический опрос среди учащихся школы и жителей Щучинского сельского поселения.

Цель опроса: получить объективную информацию о состоянии исторической памяти среди различных возрастных групп односельчан Щучинского сельского поселения как одной из составляющих духовной ситуации в современном российском обществе и динамике ее изменения в различных группах опрошенных респондентов.

В социологическом опросе участвовало 80 человек: 40 респондентов - это учащиеся МКОУ «Щучинская СОШ», 20 респондентов -молодёжь села и 20 респондентов - взрослое население. Были заданы следующие вопросы, проанализировав которые, мы получили конкретные ответы.

1. Знаете ли вы историю Обелиска «Красным курсантам» в селе Старый Эртиль?

2. Знаете ли вы с каким событием связан памятник «Скорбящая мать» в селе Щучье? 

3. Считаете ли вы, что проблема незнания истории своей малой родины является важной для вас?

4. Как вы относитесь к созданию Аллеи памяти из деревьев на месте братской могилы красных курсантов в селе Старый Эртиль?

Вывод: Социологический опрос учащихся, учителей, их родителей, жителей Щучинского сельского поселения доказал, что выбранная тема нашей учебно-исследовательской работы является достаточно актуальной и для каждого из нас, и для жителей села. Большинство респондентов считают, что создание Аллеи памяти будет способствовать патриотическому воспитанию школьников и молодёжи.  

Обелиск «Красным курсантам» и памятник «Скорбящая мать» – это священные уголки легендарной земли Щучинского сельского поселения. И мы как патриоты своей малой родины, как частица великой России, должны беречь эту память, сохранить и передать другому поколению.

2.1. Обелиск «Красным курсантам» в селе Старый Эртиль.

Идут годы, уходят из жизни люди, а вместе с ними и события, которыми они жили, но не стареет память народная, она вечна, как сама жизнь. Камнем и бронзой воссозданы сегодня страницы нашей великой истории. Камни живут дольше, чем люди. Но люди, совершившие великие подвиги, живут вечно. Новые и новые поколения будут приходить к обелиску погибшим молодым курсантам, чтобы почтить память героев, приобщиться к их мужеству и стойкости, впитать частицу их патриотизма в свои сердца, принести клятву верности лучшим традициям своего народа в любви к дорогому и святому Отечеству. К сожалению, мы не знаем их имён и фамилий, мы не знаем откуда они родом.  Для нас они настоящие герои, отдавшие свои жизни во имя светлого будущего своей Родины. Вечная память героям!

В центральном парке с. Щучье Эртильского райна есть воинское захоронение. Это братская могила, где перезахоронены в 1957 году из села Курсановка Панинского района 204 курсанта, погибших 21 марта 1921 года.

«Слава вам, храбрые, русские воины!

Ваше бессмертие над вами встаёт.

Доблестно павшие спите спокойно

Вас никогда не забудет народ!»

Спят сыновья в братской могиле, фигура женщины-матери склонила голову и погрузилась в безграничную скорбь по молодым красноармейцам зверски зарубленными «антоновцами» в годы Гражданской войны.

2.3. «Это нужно не мёртвым, это нужно живым».

Как бы ни менялось время и нравы, а Подвиг во имя Родины был. Есть и будет делом святым, почитаемым, достойным подражания. Память о павших в борьбе за независимость нашего Отечества… Великий смысл заключен в нашей памяти, обращенной, прежде всего не к прошлому, а к настоящему и будущему. Память – напоминает о тех, кого нет, кто шел по жизни с гордо поднятой головой, сражаясь за правое дело, за наше сегодня и завтра. Память – наказ завершить то, что не завершили павшие, продолжить дело, которому они посвятили свои жизни, память – любовь и восхищение нравственным обликом борцов, их совершенными гражданскими качествами; память – ненависть тем. Из-за кого оборвалась жизнь дорогих людей. Кто причинил нам такие беды и страдания, забыть которые мы не имеем права.

Молодежь все меньше знает и помнит о Гражданской войне. А как важно сохранить память об этой страшной войне, сохранить не просто ради памяти, а для того, чтобы грядущие поколения осознали цену мирной жизни и необходимость ее беречь. Память поколений – это память отдельных людей. Поэтому необходимо изучать историю своей семьи и ее связь с историей страны. Через горе и боль своих родных лучше воспринимаются боль и страдания народа, ощущается собственное причастие к истории страны.

Каждый день мы ходим мимо памятника «Скорбящая мать» в школу. Взрослея, мы частенько стали задумываться: «А кому нужен этот памятник?» Пропавшие без вести солдаты или их родственники его уже не увидят. Вернуть павших к жизни этим тоже не получится. Души солдат не упокоятся, так как все молодые красноармейцы погибли зверски от рук своих же соотечественников, русских по духу и крови, и мы не знаем: кто они. Так рассуждает мой разум. А сердце вырывается из груди и парирует строчкой великого поэта: «Это нужно не мёртвым, это нужно живым». Вот ответ на поставленную главную цель в нашей учебно-исследовательской работе.

Уроки истории забывать нельзя. Народная мудрость гласит: кто не знает своего прошлого, не имеет будущего. Нужно сделать все, чтобы сохранить мир, не допустить очередной, еще более страшной войны. Мы выяснили, что в гражданской войне всякая победа - есть поражение, потому что Гражданская война- это трагедия, когда народ убивает сам себя, когда брат идёт против брата. Сын против отца. Это трагедия всей страны, всего народа, но при этом каждой семьи и каждого человека в отдельности.

Заключение.

Таким образом, история Гражданской войны, отгремевшей 100 лет назад в кровавых боях, в наши дни, превращается в поле битвы – битвы идей и концепций.

Мы считаем, что у  нас нет права и оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников, обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и её интересы, как они их понимали, в свою очередь – и не без основания – большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения  и эксплуатации за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.

И.А. Ильин приводит свои  записи из услышанного им однажды от незнакомого англичанина (2005 год): «Ни на классовой, ни на расовой, ни на партийной ненависти Россию нам не возродить и не построить… Мы должны отчистить себя от этих разрушительных сил и погасить, искоренить в себе этот дух грозящих нам гражданских войн. Создается впечатление, что люди так заражают друг друга ненавистью и жаждой мести, что все нравственные тормоза и общественные устои постепенно парализуются или вовсе отбрасываются. Тогда торжествует злая воля. Никто более не думает о примирении. Товарищ из народа более не является таковым. Враг в интернациональной войне никогда не удостаивается такой ненависти, как враг-земляк в гражданской войне. Так страна, в которой идет гражданская война, снедается, как от налета саранчи, и разрушается, как от землетрясения. И чем плотнее населена страна, тем свирепее бушует гражданская война. Только беспощадное наступление обещает здесь победу... Наступление? Против кого? Против собственных соплеменников... Против соблазненных, спровоцированных, ослепленных сограждан…». Как актуально и своевременно звучат эти строки.

 

Литература:

1. Лихачев Д.С.. Письма о добром. Письмо сороковое. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.

2. Дмитрий Холявченко. Когда нет правых: уроки Гражданской войны в России.

3. Стеценко А.И., Филатов В.В. Эртилия – венец Прибитюжья., Воронеж, социально-исторический анализ. Издательство имени Е.А. Болховитинова, 2004г. 375 с.

4. Платонов В.Е. Эртиль: грани веков. Воронеж, Воронежский государственный университет, 2003 год, 236 с.

 

. . . . .